• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О программе развития конкуренции в Оренбургской области на 2010-2012 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2010 г. N 299-пп

 

О программе развития конкуренции в Оренбургской области

на 2010 - 2012 годы

 

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" и развития конкурентной среды в отдельных сферах экономической деятельности Правительство Оренбургской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить программу развития конкуренции в Оренбургской области на 2010 - 2012 годы (далее - Программа) согласно приложению.

 

2. Органам исполнительной власти Оренбургской области обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

 

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

 

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства - министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Куниловского А.А.

 

5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Председатель

Правительства

Оренбургской области

С.И.ГРАЧЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Оренбургской области

от 29 апреля 2010 г. N 299-пп

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2010 - 2012 ГОДЫ

1. Введение

 

Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста.

На современном этапе необходимо не только увеличить внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления Оренбургской области к проблеме развития конкуренции, но и задействовать внутренние механизмы саморазвития конкурентной среды.

В условиях кризиса эта задача приобретает первостепенное значение в связи с обострением борьбы предприятий за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. Ситуация усложняется в связи с тем, что другими регионами предпринимаются активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-производителей.

Программа развития конкуренции в Оренбургской области (далее - Программа) является основой для реализации конкурентной политики и определяет ее приоритеты и основные направления до 2012 года.

Программа разработана в соответствии с требованиями, содержащимися в федеральной программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р, Федеральном законе от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в рекомендациях Минэкономразвития России по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

В Программе учтены приоритетные задачи социально-экономического развития области, определенные в стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, даны краткая характеристика и оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках, описание основных проблем развития конкурентной среды, определены первостепенные цели и задачи по развитию конкуренции, в том числе в приоритетных отраслях, целевые показатели и план мероприятий по развитию конкуренции.

 

2. Краткая характеристика и оценка конкурентной

среды на ключевых товарных рынках

 

Состояние конкуренции на отдельных товарных рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также их инвестиционной привлекательностью.

В целом конкурентная среда определяется условиями и факторами, обеспечивающими равную возможность хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность на рынке.

Конкурентная среда на территории Оренбургской области в настоящее время характеризуется как достаточно развитая, абсолютно монополизированные рынки (за исключением рынков функционирования естественных монополий) отсутствуют.

Вместе с тем на отдельных рынках отмечаются высокий уровень административных барьеров, привилегированное положение одних предприятий по отношению к другим, недостаточная информационная открытость, инфраструктурные ограничения.

 

Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе

 

В Оренбургской области агропромышленный комплекс является одной из ведущих сфер экономики. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте региона составляет около 12 процентов.

В области производится более 2,0 процента российских объемов валовой продукции сельского хозяйства, 3,9 процента зерна, 2,3 процента мяса, 2,5 процента молока.

В Оренбуржье осуществляется реализация областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2008 - 2012 годы, одной из целей которой является повышение конкурентоспособности производимой в Оренбургской области сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

В реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством молока, числится более 400 хозяйств, зерна - около 500, мяса - более 400. Основная часть произведенной сельскохозяйственной продукции поступает на перерабатывающие предприятия Оренбургской области. Закупочные цены на продукцию устанавливаются на договорной основе. Признаки монополизма при закупке сырья отсутствуют.

Пищевая индустрия Оренбургской области насчитывает в своем составе 159 крупных и средних организаций, выработка продуктов питания которыми ежегодно увеличивается.

Продукция, производимая перерабатывающими предприятиями области, конкурентоспособна. Она представлена широким ассортиментом, различной фасовкой и современным дизайном. Более 90 процентов молочной продукции, потребляемой жителями Оренбуржья, поставляют производители области, мясной - более 80 процентов. В области для собственного потребления производятся основные продукты питания (хлеб, молоко, мясо, яйца и другое) и поставляются многие продукты питания на российский рынок: в г. Санкт-Петербург, Самарскую, Челябинскую, Московскую области, Республики Татарстан, Башкортостан, Казахстан. Расширению ассортимента и росту объемов производства пищевой продукции способствуют наращивание производственных мощностей, внедрение новой техники и безотходных, ресурсосберегающих технологий, модернизация действующих линий.

Рынок области представлен такими крупными перерабатывающими предприятиями, как ЗАО "Хлебопродукт-1", ЗАО "Хлебопродукт-2", ЗАО "Орский мясокомбинат", ООО "Оренбургский молочный комбинат", ЗАО "Оренбургский бройлер" и другими.

Доля ЗАО "Оренбургский бройлер" по производству мяса и субпродуктов 1 категории составляет 66,0 процента, ООО "Новотроицкий мясокомбинат" по производству колбасных изделий - 50,6 процента, ООО Молокоперерабатывающий завод "Ташлинский" по производству цельномолочной продукции - 27,0 процента, ЗАО "Хлебопродукт-1" по производству муки - 30,0 процента от общего объема производства.

На потребительском рынке широко представлена продукция агрофирм "Промышленная" и "Краснохолмская", их доля в реализации картофеля и овощей составляет более 80 процентов.

Правительство Оренбургской области взаимодействует с областным союзом потребительских обществ в части обеспечения переработки и сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции и более эффективного использования имеющихся рынков.

Значительное воздействие на развитие конкуренции в агропромышленном комплексе оказывают специфические особенности отрасли. В связи с зависимостью от погодных факторов сельскохозяйственное производство значительно уступает другим отраслям, что обусловливает существенные колебания объемов предложения продукции и цен.

Основными проблемами развития конкуренции в отрасли являются:

продолжительный производственный цикл, который определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен;

сезонность производства, которая приводит к неравномерной реализации продукции в течение года;

значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко), что требует ее скорейшей реализации и обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок;

недостаток материальных и финансовых ресурсов;

низкий уровень развития кооперации;

наличие вертикальной интеграции в производстве продукции.

Отрицательное влияние на состояние конкуренции в сельском хозяйстве Оренбургской области оказывают и недостаток хранилищ, складов, пунктов приема первичной продукции, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное развитие биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

 

Развитие конкуренции в сфере розничной торговли

 

Правительством Оренбургской области проводится организационная работа по созданию условий для развития конкуренции в сфере торговли. До финансово-экономического кризиса для Оренбургской области был характерен динамичный рост оборота розничной торговли - порядка 20 процентов в год. В 2009 году оборот розничной торговли составил 136473,4 млн. рублей, или 99,7 процента к уровню 2008 года.

Этому способствовало развитие инфраструктуры потребительского рынка: в 2005 году - 8076 предприятий розничной торговли, в 2009 году - 9300 единиц. Ежегодно возрастает показатель обеспеченности населения торговыми площадями: в 2005 году - 286,0 кв. метра, в 2009 году - 422,5 кв. метра на тысячу человек.

В Оренбургской области имеется достаточное количество торговых площадей стационарной сети, предоставляющей населению надлежащий уровень торгового обслуживания.

В городах и крупных населенных пунктах области функционирует ряд торговых сетей по продаже:

бытовой техники - "Бытовая техника", "Эльдорадо", "Электронный мир", "Мвидео", "Техносила", "Цифроград";

мебели - "Офелия", "Фаренгейт";

строительных и отделочных материалов - "Стройландия", "Стройторгсервис", "Евродекор";

средств связи - "Евросеть", "Эльдорадо";

продовольственных товаров - "Орбита", "Эконом", "Ринг", "Магнит", "Патэрсон", "Полушка", "Клондайк", "Экспресс", "Ника", "СосеДДушка";

бытовой химии - "Чистый мир", "Магнат".

Функционируют торговые сети наряду с развитием стационарных торговых предприятий в "спальных" районах городов с размещением в радиусе 10 минут пешеходной доступности к ним от мест проживания населения.

В настоящее время в Оренбургской области работает 61 розничный рынок на 20,5 тыс. торговых мест, в том числе: универсальных - 45 (74,2 процента), специализированных - 16 (25,8 процента), из них - непродовольственных - 2; плодоовощных - 1; стройматериалов - 1; автомобильных - 2; по продаже автозапчастей - 2; сельскохозяйственных - 3; сельскохозяйственных кооперативных - 5.

В Оренбургской области продолжается практика проведения межрегиональных специализированных выставок, способствующих продвижению продукции оренбургских товаропроизводителей на областной и региональные рынки. За 2009 год проведено 12 межрегиональных и региональных выставок.

На территории муниципальных образований проводятся ярмарки "выходного дня", на которых сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется возможность самостоятельно реализовывать произведенную продукцию. Торговые места на ярмарках предоставляются всем желающим. В 2009 году проведено 1956 таких ярмарок.

В Оренбургской области достаточно развита инфраструктура потребительского рынка, обеспеченная различными формами организации торговой деятельности (торговые сети, магазины "шаговой доступности", розничные рынки, ярмарки "выходного дня").

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию конкуренции на потребительском рынке являются:

ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения с невысоким уровнем доходов;

существенная дифференциация величины денежных доходов у населения по муниципальным образованиям Оренбургской области.

 

Развитие конкуренции в сфере

розничной реализации нефтепродуктов

 

В Оренбургской области доминирующее положение на рынке нефтепродуктов (около 80 процентов) занимает продукция, реализуемая ОАО "Оренбургнефтепродукт", которое входит в структуру ОАО Нефтегазовая компания "РуссНефть".

Доли остальных участников рынка по сравнению с ОАО "Оренбургнефтепродукт" незначительны и существенного влияния на розничный рынок не оказывают. Наличие у ОАО "Оренбургнефтепродукт" большого количества нефтебаз позволяет ему осуществлять спланированную ценовую политику на рынках розничной реализации нефтепродуктов.

ОАО "Оренбургнефтепродукт" имеет 16 нефтебаз в различных районах Оренбургской области и является основным поставщиком нефтепродуктов для независимых автозаправочных станций.

Основные проблемы (факторы), действующие на рынке нефтепродуктообеспечения и не способствующие развитию конкуренции:

дефицит современных нефтеперерабатывающих мощностей, нефте- и нефтепродуктохранилищ;

непрозрачность формирования цен на нефтепродукты, усиливающая риски дискриминации независимых участников рынка;

неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры, приводящее к увеличению изолированности рынков, сокращению возможности расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, создающее предпосылки к повышению цен;

недостаточное развитие инфраструктуры для хранения, подготовки и распределения нефтепродуктов как в местах их производства, так и в местах непосредственной близости от места их потребления;

жесткие требования земельного и природоохранного законодательства.

 

Развитие конкуренции в сфере энергетики

 

В ходе поэтапного реформирования электроэнергетики в Оренбургской области осуществляется целенаправленная работа по созданию конкурентных рынков электроэнергии во всех сферах, в которых организация таких рынков технически возможна.

Основными секторами развития конкуренции в энергетической отрасли являются генерация, передача и распределение электрической энергии, энергосбыт.

В рамках реформирования "большой энергетики" Оренбургской области проведены структурные преобразования с созданием самостоятельных предприятий в сферах:

генерации (ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания", "Ириклинская государственная районная электрическая станция" - филиал ОАО "Оптовая генерирующая компания N 1");

электросетевой инфраструктуры (филиал ОАО "Межрегиональная сетевая компания Волги" - "Оренбургэнерго", филиал ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Южно-Уральское предприятие магистральных электрических сетей);

энергосбыта (ОАО "Оренбургэнергосбыт", ЗАО "Оренбургсельэнергосбыт");

энергосервисных услуг (ОАО "Оренбургэнергоремонт").

Данные преобразования направлены на повышение инвестиционной привлекательности, эффективности работы, обеспечение надежности электроснабжения потребителей области и формирование конкурентной среды.

Суммарная мощность энергоблоков Оренбургской энергосистемы - 3640 МВт. В секторе генерации (когенерации) тепловой и электрической энергии доминирующее положение занимает ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" (40 процентов), в секторе производства электрической энергии основная доля в областном энергетическом балансе принадлежит Ириклинской государственной районной электрической станции (60 процентов), являющейся филиалом ОАО "Оптовая генерирующая компания N 1". Учитывая, что на территории Российской Федерации функционирует федеральный оптовый рынок электрической энергии (мощности) и отсутствуют торговые площадки региональных энергетических рынков, компании могут конкурировать только на оптовом федеральном рынке, но конкуренции на территории Оренбургской области между ними не происходит. Кроме того, в силу технологических и конструктивных различий электрических станций ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания" и Ириклинской государственной районной электрической станции конкуренция между ними практически невозможна.

Рынок в секторе генерации энергии на территории Оренбургской области может быть создан после внедрения проекта 200 МВт и сооружения сети мини-ТЭЦ.

Общая протяженность линий электропередачи в Оренбургской области составляет более 46 тыс. километров. Электросетевой комплекс области представлен 45 субъектами, в том числе сетевой компанией с доминирующим положением на рынке электросетевых услуг - филиалом ОАО "Межрегиональная сетевая компания Волги" - "Оренбургэнерго" и рядом других сетевых компаний. Наиболее крупные из них: ГУП "Оренбургкоммунэлектросеть", Южно-Уральский филиал ООО "Газпромэнерго", ООО "Стройэнерго". Конкуренция на рынке сетевых услуг имеет ряд особенностей, связанных с отраслевой спецификой, которая характеризуется следующими факторами:

деятельность по передаче электрической энергии является регулируемой государством;

развитие конкурентных отношений ограничено по причине высокой стоимости электрических сетей, длительного периода их окупаемости и зависимости сетевых компаний в инвестиционной деятельности по развитию сетей от сложившейся инфраструктуры населенных пунктов и незаселенных территорий Оренбургской области.

В настоящее время конкуренция на рынке электросетевых услуг в Оренбургской области находится в стадии формирования.

Сектор сбыта представлен 13 компаниями, в том числе 3 гарантирующих поставщика (ОАО "Оренбургэнергосбыт", ЗАО "Оренбургсельэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт") и десять независимых сбытовых компаний (ООО "Транснефтьсервис-С", ОАО "Межрегионэнергосбыт", ООО "Мечел-Энерго" и другие).

Доминирующее положение (около 58 процентов) на рынке сбытовых услуг Оренбургской области занимает ОАО "Оренбургэнергосбыт".

Функция по контролю деятельности гарантирующих поставщиков возложена на департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.

Рынок энергосбытовых услуг Оренбургской области находится в динамике, так как появляются новые энергосбытовые компании и уходят с рынка ранее действовавшие.

Для развития конкуренции в энергетическом комплексе существуют определенные препятствия, при этом значительное влияние на эти процессы оказывают специфические особенности отрасли, в том числе:

информационная закрытость организаций - субъектов электроэнергетики;

отсутствие механизма стимулирования повышения энергоэффективности;

отсутствие прозрачной системы контроля эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

высокий (более 70 процентов) износ оборудования;

высокий уровень безучетного потребления (хищений) электрической энергии;

несовершенство областной нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения;

отсутствие системы финансирования энергосбережения;

отсутствие системы внедрения передовых наукоемких энергосберегающих технологий в энергетической отрасли;

отсутствие стимулирующих мер, способствующих увеличению доли нетрадиционных источников энергии в топливно-энергетическом балансе;

отсутствие стимулирующих мер, направленных на снижение расходов энергии на технологические нужды и потерь в сфере производства, добычи, передачи и потребления энергоресурсов;

отсутствие квалифицированных кадров в области энергосбережения.

Преодоление этих барьеров за счет разработки и реализации долгосрочной областной программы энергосбережения позволит ежегодно снижать энергоемкость валового регионального продукта на 3,5 процента и обеспечить конкурентоспособность продукции Оренбургской области на российском и международном рынках.

 

Развитие конкуренции

фармацевтической и медицинской продукции

 

В Оренбургской области в сфере обращения лекарственных средств осуществляют деятельность 220 юридических лиц и 23 индивидуальных предпринимателя.

Обеспечение лекарственными средствами населения и лечебно-профилактических учреждений области осуществляют 747 аптечных организаций, в том числе 397 аптек, 335 аптечных пунктов, 15 организаций оптовой торговли.

Соотношение государственных и муниципальных аптечных учреждений к частным составляет 30:70.

Наибольшее количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, расположено в г. Оренбурге (30 процентов).

В 11 районах (31 процент от общего количества территорий) фармацевтическую деятельность осуществляют по 3 объекта, а в 18 районах (51 процент) - 4 и более.

Сегменты фармацевтического рынка представлены аптечными сетями, имеющими в своем составе от 3 до 5 объектов - 65 процентов, с количеством объектов от 6 до 10 - 28 процентов, от 10 до 56 объектов - 7 процентов.

В среднем по Оренбургской области численность населения, приходящаяся на 1 аптечное учреждение, составляет около 3 тыс. человек (по Российской Федерации - 4 - 5 тыс. человек).

Наибольшая плотность аптечных учреждений отмечается в городах Бугуруслане, Бузулуке, Медногорске, Оренбурге и 23 районах области, что свидетельствует о высоком уровне фармацевтического рынка аптечными учреждениями в данных территориях.

 

Развитие конкуренции в сфере строительства

 

В строительном комплексе Оренбургской области насчитывается 3,7 тыс. организаций, в которых занято порядка 80 тыс. человек. В структуре комплекса удельный вес малых предприятий составляет 83 процента.

В 2009 году в условиях мирового финансового кризиса наблюдалось снижение показателя по объему выполненных строительно-монтажных работ (по виду деятельности "Строительство"). Темпы жилищного строительства сохраняются на уровне 2008 года. Это обусловлено значительными капитальными вложениями, произведенными в последние годы в задельные объекты, обеспечением земельных участков коммунальной инфраструктурой, модернизацией производственной базы, подготовкой проектно-сметной и исходно-разрешительной документации. В целом же ситуация в строительном комплексе остается достаточно сложной. Отчасти это объясняется и недостаточно развитой конкуренцией на строительном рынке Оренбургской области.

Основу производственной базы строительного комплекса Оренбуржья составляют предприятия строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Крупнейшими из них являются ЗАО "Завод железобетонных изделий "Степной", ЗАО "ОЖБИ", ООО Торговый дом "Оренбургский сельский строительный комбинат", ООО "Инвестиционно-строительная компания", ООО Производственно-коммерческая фирма "МИР", ООО "Завод "КУБ", ЗАО "Силикатный завод", ОАО "Новотроицкий цементный завод", ООО Новотроицкий завод строительных материалов "АРГО", ООО "ОрскЖелезобетон" и другие.

Среди строительных организаций ведущее место занимают ООО "Лист", ООО "Строительное предприятие СВС", ООО "Заводэнергострой", ООО "Уральская строительная компания", ООО "Управляющая производственная строительная компания", ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис", ЗАО "ЛикосСтрой" и другие.

С целью минимизации воздействия данных организаций на стратегически значимый сегмент экономики в Оренбургской области разработаны и реализуются целевые программы, предусматривающие различные виды государственной поддержки.

В рамках областной целевой программы "Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007 - 2010 годах" оказывается государственная поддержка в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, взятым предприятиями строительного комплекса области на цели модернизации производства, финансирования проведения научно-исследовательских работ по проблемам создания эффективных строительных материалов и технологий.

Мероприятия Программы позволяют сформировать сбалансированный рынок современных конкурентоспособных, высокоэффективных материалов, изделий и услуг строительного назначения в Оренбургской области.

В рамках областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007 - 2010 годах" оказывается государственная поддержка в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, предоставления государственных гарантий, а также прямого финансирования работ по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков, что повышает доступность приобретения жилья населению. Это позволяет увеличивать объемы ввода и предложения жилья на рынке жилищного строительства за счет опережающего развития коммунальной инфраструктуры земельных участков.

Развитию добросовестной конкуренции в Оренбургской области будет способствовать и деятельность созданных саморегулируемых организаций (некоммерческое партнерство "Альянс строителей Оренбуржья", некоммерческое партнерство "Альянс проектировщиков Оренбуржья"), направленная на решение двух глобальных задач: повышение ответственности исполнителей за качество и безопасность работ в строительстве; выявление посредством механизма саморегулирования "недобросовестных" исполнителей и ограничение их присутствия на строительном рынке.

Вместе с тем развитие саморегулируемых организаций может негативно отразиться на конкурентоспособности организаций малого бизнеса, зачастую не способных войти в саморегулируемые организации в связи с большим размером вступительного взноса. Для этого необходимо разработать соответствующие мероприятия, касающиеся в том числе присоединения малых предприятий к более крупным предприятиям, имеющим соответствующий допуск. Решение этих вопросов должно отразиться в изменениях федерального законодательства.

Среди факторов, препятствующих развитию конкуренции в строительном комплексе Оренбургской области, наиболее проблемными являются:

высокий уровень административных барьеров на рынке жилищного строительства (усложнение входа на рынки новых участников, повышение непроизводственных издержек);

инфраструктурные ограничения (недостаточность земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, высокая плата за технологическое присоединение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, длительность процедуры присоединения); недостаточно развитое информационное обеспечение.

 

Развитие конкуренции в сфере здравоохранения

 

Сеть лечебно-профилактических учреждений Оренбургской области включает в себя 62 государственных и 76 муниципальных учреждений здравоохранения.

Частная система здравоохранения представлена 214 учреждениями, из них 194 - юридические лица и 20 - индивидуальные предприниматели.

Объемы медицинской помощи в частной системе не превышают 10 процентов от общего объема услуг за год и в основном производятся по следующим направлениям:

стоматология;

косметология;

реабилитация;

некоторые виды диагностики.

Основные объемы медицинской помощи приходятся на государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. В связи с этим в части оказания медицинской помощи имеет место взаимное дополнение частной, государственной и муниципальной систем.

В государственных и муниципальных учреждениях формирование конкурентных отношений затронуло учреждения родовспоможения в рамках программы родовых сертификатов. Качественные услуги позволяют учреждениям родовспоможения привлечь большее число родовых сертификатов и, соответственно, больше финансов на расходные материалы, лекарственные препараты, заработную плату персоналу. Общий объем данного сегмента за 2009 год оценивается в 282 млн. рублей, в том числе 152 млн. рублей на заработную плату медицинскому персоналу.

В качестве одного из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий медицинских учреждений различных форм собственности на принципах частно-государственного партнерства.

В данном случае имеет место дополнение объема медицинских услуг для удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. Его участниками в 2009 году являлись 3 учреждения ОАО "Российские железные дороги".

Данное направление является перспективным и получит свое развитие с появлением на рынке медицинских услуг негосударственных учреждений, которые смогут доказать свою способность на альтернативной основе выполнять государственный заказ на необходимые виды медицинской помощи.

В качестве механизма конкуренции в последнее время получил развитие аутсорсинг бюджетных учреждений, то есть лечебные учреждения покупают услуги путем проведения конкурса и торгов. Это позволяет им не заниматься несвойственными учреждению видами деятельности (охрана, питание, стирка белья) и, как следствие, добиваться повышения качества услуг и экономии финансовых средств.

Следующим направлением является внедрение одноканального финансирования медицинских услуг из средств обязательного медицинского страхования.

Страховым компаниям отводится роль выбора медицинской организации, оплаты медицинских услуг и решения вопросов правовой защищенности пациентов. С 2008 года данный механизм внедрен в 5 государственных учреждениях.

Развитие конкуренции между страховыми компаниями, а также между медицинскими учреждениями получит широкое развитие, когда на одноканальное финансирование будут переведены все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения. Главным условием развития конкуренции будет переход от оплаты за объемы медицинских услуг по тарифу к оплате за стоимость лечения. Для этого требуется соответствующая законодательная база федерального уровня.

Одним из направлений развития конкуренции является формирование общеврачебной практики с частичным фондодержанием. При этом предусматривается оплата из фонда врача общей практики медицинских услуг с наиболее оптимальным соотношением цены и качества. В Оренбургской области осуществляют деятельность 55 врачей общей практики без фондодержания.

Внедрение данного механизма является вопросом будущего. Для его введения необходима последовательная отработка финансовых механизмов. Переход к фондодержанию планируется осуществить к 2012 году. Факторов, препятствующих его развитию, нет.

Еще одним из направлений является создание автономных некоммерческих организаций на базе государственных учреждений здравоохранения и их работа в рамках государственного заказа.

Для реализации данного направления необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

В настоящее время конкуренция на рынке медицинских услуг в Оренбургской области находится в начальной стадии своего развития. Вместе с тем уже наметились направления и механизмы формирования конкурентных отношений.

Основные преобразования, которые приведут к развитию конкуренции в сфере оказания медицинских услуг, будут происходить в 2010 - 2012 годах. Для некоторых направлений (одноканальное финансирование, создание автономных некоммерческих организаций) требуется нормативно-правовая база федерального уровня.

Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере здравоохранения, являются:

отсутствие и несовершенство необходимой нормативно-правовой базы на федеральном уровне;

недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений (неравные конкурентные условия различных медицинских учреждений);

транспортная доступность населения до центральных районных больниц и высокотехнологичных медицинских центров;

недостаточное развитие сектора малого бизнеса в здравоохранении.

 

Развитие конкуренции в сфере

информационно-коммуникационных технологий и связи

 

Отрасль информационно-коммуникационных технологий и связи остается наиболее динамично развивающейся сферой российской экономики, в том числе и на территории Оренбургской области.

Об этом свидетельствуют устойчивые экономические показатели. Объем доходов, полученный предприятиями от предоставленных услуг связи на территории области, за 2008 год превысил 8,2 млрд. рублей, что составило 110 процентов к уровню предыдущего года. Росту объема доходов способствуют увеличение спроса на рынке телекоммуникаций и возможность альтернативного выбора той или иной услуги связи.

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено обеспечение равных условий конкуренции организациям связи независимо от форм собственности.

В соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций услуги на территории Оренбургской области оказывают 116 операторов связи по 278 лицензиям на различные виды деятельности в области связи. Операторы связи по видам услуг распределены следующим образом:

междугородная и международная телефонная связь на рынке Оренбургской области представлена 8 операторами, крупнейшие из них - ОАО "Ростелеком", ОАО "МТТ", ООО "СЦС Совинтел", ЗАО "Южурал-Транстелеком";

внутризоновая телефонная связь представлена 4 операторами - ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "РТЦ-Оренбург", ЗАО "Южурал-Транстелеком", ОАО "ВымпелКоммуникации";

местная телефонная связь представлена 32 операторами, из них наиболее крупные - ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Телесот", ЗАО "Инфосвязь", ОАО "ОрскИнтерСвязь";

подвижная (сотовая) связь представлена 4 операторами - ОАО "ВымпелКоммуникации", ОАО "МТС", ОАО "МСС-Поволжье", ЗАО "Оренбург-GSM";

услуги доступа в сеть Интернет предоставляют 43 оператора, крупнейшими из которых являются ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Уфанет", ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", ЗАО "Южурал-Транстелеком";

почтовая связь представлена 3 операторами - ФГУП "Почта России", ООО "СПСР-Экспресс", ЗАО "ФРЕЙТ Линк".

Изменился основной принцип взаимоотношений абонентов с операторами связи - появилась возможность самостоятельного выбора услуг местной, междугородной, подвижной связи, почтовой связи, доступа в сеть Интернет, кабельного телевидения, сети передачи данных и других видов связи.

Важнейшими факторами развития конкуренции являются открытость и доступность информации о тарифах, наличие технической возможности перехода от одного оператора связи к другому, привлекательность услуги по качеству и цене.

Рост рынка телекоммуникаций сопровождается развитием и модернизацией инфраструктуры связи. Протяженность волоконно-оптических линий связи на территории Оренбургской области составляет более 5000 километров, общее количество пользователей фиксированной телефонной связи в регионе - более 580 тысяч абонентов, зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи - 2,6 миллиона.

Количественным показателем обеспеченности телефонами фиксированной связи жителей области является плотность телефонных аппаратов на 100 человек населения, которая составляет 27,7 аппарата.

Взаимные претензии операторов регулируются нормативными правовыми документами, определенными Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и принятыми федеральными органами. Кроме того, по некоторым видам услуг, оказываемых субъектами естественных монополий (ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Ростелеком"), тарифная политика регулируется Федеральной службой по тарифам, а контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства в сфере конкуренции в области связи при обращениях операторов связи и других заявителей осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи имеет высокий уровень конкуренции. Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих развитию конкуренции на этом рынке:

наличие недобросовестной конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий;

монополистическая конкуренция в некоторых сегментах рынка услуг;

недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги информационно-коммуникационных технологий, невысокий уровень инвестиций в нематериальные активы;

низкий уровень компетенции руководителей в практике применения решений в сфере информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности управления;

присутствие незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.

 

Развитие конкуренции в сфере

жилищно-коммунального комплекса

 

В сфере жилищно-коммунального хозяйства области работает 358 бизнес-структур, обществ с ограниченной ответственностью и других организаций, что составляет 72 процента от всех жилищно-коммунальных структур. Все взаимоотношения с частным бизнесом строятся на арендных принципах.

В жилищно-коммунальный комплекс Оренбургской области интегрируются крупные отраслевые компании, в частности, ОАО "Теплогенерирующая компания", ООО "Росводоканал", ОАО "Самаракоммунэнерго", ОАО "Оренбургэнергосбыт", а также ЗАО Управляющая компания "Металлинвест", ОАО "Оренбургские минералы".

Основными направлениями реформирования коммунального комплекса стали водопроводно-канализационное и тепловое хозяйство, где складывалась самая тяжелая технологическая и экономическая ситуация, связанная со значительным износом сетей и оборудования, а также отсутствием средств на модернизацию производства.

В жилищной сфере работает 149 организаций, из них 141 - частной формы собственности.

Развитию конкуренции в жилищной сфере способствует то, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений многоквартирных домов должны сами выбирать способ управления домом и управляющую организацию.

В настоящее время в 92,8 процента многоквартирных домов Оренбургской области собственники помещений выбрали способ управления, из них: 54,6 процента - управляющей организацией, 19,9 процента - товариществом собственников жилья, жилищными или жилищно-строительными кооперативами.

В области товарищество собственников жилья является одним из самых эффективных способов управления жилыми домами. Эти формы позволяют создавать конкурентную среду и привлечь к процессу самих жильцов, что дает возможность эффективнее использовать средства, значительно улучшать содержание и сохранность жилищного фонда.

Как показала практика работы жилищно-коммунального комплекса Оренбургской области, только долгосрочная передача муниципального имущества частным фирмам может дать ожидаемые результаты.

В области уже имеется положительный опыт. На условиях долгосрочной аренды работают ООО "Оренбург Водоканал", ОАО "Оренбургская теплогенерирующая компания", ООО "Городское коммунальное управление" г. Ясного, НП "УК Альфа".

Заключение долгосрочных договоров аренды или концессии дают предприятиям возможность провести работу по структурной реорганизации, внедрять новые технологии при реконструкции сетей и сооружений, проводить мониторинг прямых и косвенных затрат с целью снижения непроизводительных расходов. Все это гарантирует качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг потребителям. При этом, муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, находясь в управлении частных операторов, остаются муниципальной собственностью.

Муниципалитет не принимает прямого участия в хозяйственной деятельности указанных коммунальных предприятий, но сохраняет законодательно установленные функции контроля как за поставкой коммунальных услуг потребителям, так и за использованием и модернизацией муниципального имущества, переданного в долгосрочную аренду.

С каждым предприятием разрабатывается порядок взаимодействия в части мониторинга производственных и инвестиционных программ, участия предприятий в федеральных и областных целевых программах в целях модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, в работе по тарифообразованию и софинансированию инвестиционных программ предприятий из бюджетов всех уровней.

Основными проблемами в работе жилищно-коммунального хозяйства области являются высокая затратность отрасли, связанная с изношенностью основных фондов, недостаточный уровень качества предоставляемых услуг.

Для решения этих проблем необходимо привлечение в жилищно-коммунальный комплекс конкурентоспособных частных компаний.

 

Развитие конкуренции в сфере пассажирских

городских и междугородных перевозок

 

В Оренбургской области открыто более 470 регулярных пригородных и междугородных маршрутов, 200 городских и внутрипоселковых маршрутов, на которых работает более 6500 автобусов, в том числе муниципального транспорта - 1136 единиц, из них 216 трамваев и 86 троллейбусов.

На территории Оренбургской области действует 39 регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, связывающих города области с другими регионами Российской Федерации, и на паритетной основе осуществляются перевозки по 8 международным автобусным маршрутам в города: Актобе, Уральск, Хромтау (Республика Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия).

Всего в сфере автомобильных пассажирских перевозок работает 2382 перевозчика различных организационно-правовых форм, из них 2220 - физические лица, 162 - юридические лица.

В целях развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах в Оренбургской области создана нормативно-правовая база (Закон Оренбургской области от 5 июля 2001 года N 259/295-II-ОЗ "Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области", Постановление Правительства Оренбургской области от 23 июля 2007 года N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области"), которая обеспечивает равные условия допуска перевозчиков к этим услугам независимо от формы собственности, в сети Интернет размещается областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, в котором отражена информация о маршрутах, перевозчиках, расписании движения, используемом транспорте. Областной реестр обновляется ежемесячно и доступен всем пользователям сети Интернет.

При открытии межмуниципального маршрута по инициативе уполномоченного органа Правительства Оренбургской области и органов местного самоуправления проводятся конкурсы.

Рынок услуг в сфере пассажирских городских и междугородных перевозок является конкурентным.

 

3. Основная цель и задачи Программы

 

Целью Программы является совершенствование экономических, организационных, правовых и иных условий для формирования конкурентной среды на товарных рынках и рынках услуг Оренбургской области, благоприятной для ведения бизнеса и удовлетворения потребностей населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов товарных рынков, обеспечивающих доступность товаров и услуг на всей территории Оренбургской области;

создание системы равного доступа потребителей и производителей к информации о товарах и рынках;

устранение административных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов.

Основные задачи по развитию конкуренции в приоритетных отраслях экономики:

а) агропромышленный комплекс:

совершенствование механизма регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции местных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, в том числе при вывозе отдельных групп сырья и продовольствия за пределы Оренбургской области;

улучшение качества и увеличение продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы;

улучшение качества и увеличение продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

повышение уровня потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их доступности и безопасности для населения;

развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

развитие кооперации на рынке сельскохозяйственной продукции;

б) розничная торговля:

поддержание высокого уровня конкуренции в сфере розничной торговли с целью создания наиболее благоприятных условий покупки населением товаров по показателям уровня цен, разнообразия ассортимента и качества обслуживания;

создание благоприятных условий для интеграции деятельности местных товаропроизводителей и предприятий торговли, не входящих в торговые сети, для повышения их устойчивости на рынке, а также для развития системы магазинов "шаговой доступности";

в) розничная реализация нефтепродуктов:

осуществление мониторинга рынка автомобильного топлива с учетом тенденций его развития, а также факторов, влияющих на динамику цен, объем поставок и уровень спроса на автомобильное топливо в Оренбургской области с целью предотвращения кризисных ситуаций, ценовых сговоров и вертикальных соглашений, препятствующих развитию конкуренции;

развитие конкурентоспособных нефтеперерабатывающих мощностей;

повышение эффективности функционирования оптового и розничного рынков нефтепродуктообеспечения;

формирование условий для межтопливной конкуренции;

повышение качества и экологичности производимых, потребляемых, реализуемых нефтепродуктов;

развитие транспортной инфраструктуры и хранения, подготовки и распределения нефтепродуктов;

г) энергетика:

создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;

стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;

демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;

создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;

д) фармацевтическая и медицинская продукция - совершенствование системы государственного регулирования рынка фармацевтической и медицинской продукции с целью обеспечения населения доступными лекарственными средствами и пресечения недобросовестной конкуренции на рынке;

е) строительный рынок:

устранение административных барьеров на рынке жилищного строительства (упрощение входа на рынок новых участников, снижение непроизводственных издержек);

повышение информационной открытости и прозрачности при организации и проведении конкурсных процедур по распределению земельных участков под жилищное строительство;

ж) здравоохранение:

создание условий для формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

повышение удовлетворенности населения качеством и объемом медицинских услуг;

з) информационно-коммуникационные технологии и связь:

развитие конкурентной среды на рынке информационно-коммуникационных технологий, электрической, в том числе местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи;

обеспечение доступности населению и бизнесу инфокоммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов органов государственного и муниципального управления;

устранение цифрового неравенства в обеспеченности инфокоммуникационными услугами между крупными городами и небольшими населенными пунктами;

создание условий, способствующих росту эффективности сети почтовой связи области за счет расширения перечня предоставляемых услуг населению;

и) жилищно-коммунальное хозяйство:

стимулирование энерго- и ресурсосбережения;

развитие рынка услуг управляющих компаний и товариществ собственников жилья;

формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала и стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса;

обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса;

к) пассажирские городские и междугородные перевозки:

обеспечение равных прав доступа для работы на городских и межмуниципальных маршрутах частным и муниципальным перевозчикам;

совершенствование системы регулирования рынка городских, пригородных и междугородных перевозок.

 

4. Система программных мероприятий

 

Система программных мероприятий разработана на основе рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

Перечень мероприятий представлен в приложении к настоящей Программе и включает следующие основные направления:

а) анализ и оценка состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках Оренбургской области. В рамках данного направления будут проводиться мониторинг состояния предпринимательского климата в важных сферах социально-экономического развития области, исследование состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках взаимодействия между Правительством Оренбургской области и Оренбургским Управлением Федеральной антимонопольной службы России. Данные исследований будут учитываться при проведении ежемесячного анализа социально-экономического развития, разработке программ развития муниципальных территорий, выработке мер по расширению ассортимента товаров отечественного производства;

б) мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров, в том числе меры по созданию системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", разработка и принятие административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг, организация процедуры общественного обсуждения правовых актов государственных органов. Данные меры выполняются в рамках реализации административной реформы в Оренбургской области и будут способствовать снятию барьеров в развитии конкурентной среды. В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 года N 415-п "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Оренбургской области на 2008 - 2010 годы", в соответствии с которой постоянно будет проводиться экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции;

в) мероприятия по сокращению прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, в том числе сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным и муниципальным органам, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательской деятельности;

г) мероприятия, направленные на организацию сбора и публикацию информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей. Данные мероприятия будут проводиться совместно с органами власти муниципальных образований, Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей и другими;

д) меры по повышению информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Оренбургской области, включая публикацию основных процедур и результатов работы.

Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области могут дополнительно разрабатываться меры по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках.

Так, в целях обеспечения населения Оренбургской области качественными продуктами питания по доступным, экономически обоснованным ценам и развития конкуренции на продовольственном рынке реализуется программа действий Правительства Оренбургской области по развитию конкуренции на продовольственном рынке, утвержденная Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 февраля 2008 года N 86-п "Об утверждении программы действий Правительства Оренбургской области по развитию конкуренции на продовольственном рынке".

 

5. Ожидаемые результаты реализации Программы и индикаторы развития конкуренции в Оренбургской области

 

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

а) разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов Оренбургской области, касающихся государственного регулирования приоритетных товарных рынков;

б) выработка комплекса мер по интенсификации конкуренции;

в) развитие конкурентной среды и предотвращение монополизации приоритетных товарных рынков в Оренбургской области;

г) развитие малого и среднего предпринимательства в области;

д) повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на основе финансовой устойчивости, модернизации инфраструктуры и снижения административных барьеров.

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях отсутствует утвержденная комплексная система мониторинга состояния конкурентной среды, включающая в себя показатели и критерии ее оценки. В связи с этим после разработки системы показателей состояния конкурентной среды в рамках реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации будет сформирована соответствующая система регионального уровня.

В качестве индикаторов развития конкуренции в области будут использоваться следующие показатели:

доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом региональном продукте;

различия между среднероссийскими и областными ценами на отдельные виды товаров и услуг;

доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год;

доля продукции и услуг, производимых новыми участниками отрасли, вошедшими на рынок в течение последних трех лет;

доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу "одного окна", в том числе и в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;

доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг;

количество установленных фактов нарушений антимонопольного законодательства, совершенных государственной властью и органами местного самоуправления Оренбургской области;

показатели концентрации товаров и услуг на ряде наиболее важных товарных рынков, в том числе показатели численности и долей участников рынков и другие.

В целях оценки развития конкуренции и результативности реализации Программы, а также формирования единой системы мониторинга состояния конкурентной среды в Оренбургской области, индикаторы могут быть дополнены с указанием целевых значений, а также включены и доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования области.

6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются разработкой комплекса мероприятий, к выполнению которых могут быть привлечены органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Оренбургской области, некоммерческие организации, общественные объединения и предприятия области.

Общий контроль за выполнением Программы в установленном порядке осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Исполнители мероприятий Программы до 15 февраля года, следующего за отчетным, направляют отчеты о ходе ее выполнения за предшествующий год в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое по результатам мониторинга Программы до 1 апреля текущего года представляет сводный отчет о ходе ее выполнения в Министерство экономического развития Российской Федерации.