Оренбургское УФАС России рассказало об изменениях в антимонопольном законодательстве и отчиталось по итогам работы в первом полугодии

В четверг, 25 августа, в Оренбургском УФАС России прошла пресс-конференция по теме: «Итоги полугодия. Новые существенные изменения в антимонопольном законодательстве («антикризисный пакет»)».

Встречу с журналистами провели руководитель Управления Владимир Окшин и заместитель руководителя Людмила Полубоярова. По словам Владимира Окшина, Оренбургское УФАС России, адаптировавшись к новым правилам работы в рамках «четвертого антимонопольного пакета» в первом полугодии, начинает работу с июля 2016 года с очередными нововведениями в антимонопольном законодательстве. 4 июля 2016 года вступил в силу ФЗ №264 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» Закон № 264-ФЗ) и ФЗ № 316-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» (Закон № 316-ФЗ). Вступившие изменения продолжают линию ФАС России по либерализации законодательства.

Указанными законами вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство, например, вводятся так называемые иммунитеты для бизнеса.  Из-под действия ограничений, которые распространяются Законом о защите конкуренции, был выведен ряд хозяйствующих субъектов. Теперь ограничения антимонопольного органа в части признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта не распространяются на небольшие юридические лица, учредителями которых являются физические лица или физическое лицо, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого субъекта не превышает 400 млн. руб. Все это делается для снятия избыточных административных барьеров, которые есть в отношении субъектов малого бизнеса, при этом изменения не будут распространяться на наиболее важные отрасли, такие как финансовые организации, субъекты естественных монополий.

С 4 июля 2016 года антимонопольный орган может совершить внеплановую выездную проверку в отношении субъекта малого предпринимательства после согласования с органом прокуратуры.  Указанное правило не применяется при внеплановых выездных проверках субъекта естественной монополии и соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

ФЗ-316 влечет изменения положений КоАП РФ. Так, теперь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), административный штраф заменен на предупреждение.

Вторым вопросом пресс-конференции стали итоги работы Управления в первом полугодии 2016 года в сфере антимонопольного законодательства. Людмила Полуяборова сообщила, что за указанный период в Оренбургское УФАС России поступило 100 заявлений, из них около 30% - заявления на злоупотребление компаниями доминирующим положением. Возбуждено всего 17 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства,  вынесено 7 решений о наличии нарушений, касающиеся, в первую очередь, незаконных действий со стороны органов власти.

Снижение последнего показателя связано со вступившими в силу в январе этого года изменениями, внесенные «четвертым антимонопольным пакетом». Согласно нему, во-первых, из сферы контроля антимонопольной службы была исключена функция контроля за злоупотреблением доминирующим положением по отношению к отдельным физическим лицам. Тогда, как в 2015 году значительное количество нарушений было выявлено именно в этой сфере, в частности, со стороны страховой компании «Росгосстрах». Кроме этого, согласно указанным нововведениям антимонопольный орган в случаях выявления нарушения в ряде случаев прежде должен был выдавать предупреждения и предостережения. С января по июль 2016 года было выдано 28 предупреждений, из них большая часть - представителям органов власти за издание нормативных актов, ограничивающих конкуренцию. Также были выданы и предупреждения компаниям, которые вели недобросовестную конкуренцию. В двух случаях после выдачи предупреждений и их последующих неисполнений были возбуждены дела. Одно предупреждение обжаловалось в суде.  В первом полугодии было выдано 1 предостережение  перевозчику о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. В сфере контроля рекламного законодательства возбуждено 48 дел.

Говоря о судебной практике, Людмила Полубоярова отметила, что из 25 обжалованных решений Оренбургского УФАС России, только одно судом отменено в полном объеме. В целом, в 2015 году Оренбургское УФАС России наложило штраф на компании и должностных лиц на общую сумму свыше 1,7 млн руб. 

В рамках пресс-конференции представители антимонопольного органа ответили на вопросы журналистов, касающиеся, в частности, новых изменений в антимонопольном законодательстве, практики Управления в части выявления сговоров на торгах и др.