• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью заместителя руководителя Оренбургского УФАС России Игоря Быховца о важных изменениях в Законе о контрактной системе в 2017 году

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Игорь Анатольевич, что же нового принес 2017 год для Закона о контрактной системе? 

 

-  Изменений в 2017 году произошло достаточно. В частности, с этого года профстандарт для контрактного управляющего стал обязательным. Работники контрактной службы и контрактный управляющий с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До конца 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий образование по Закону № 94-ФЗ «О размещении заказов»

Изменения с 2017 года также коснулись и требований к участникам закупок – дополнительно устанавливается также требование об отсутствии у указанных лиц судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве (статьи 289–291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вводится новое требование об участии в закупке только юридических лиц, ранее не привлекавшихся к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

 

Широко обсуждается введение с 2017 года каталога товаров работ и услуг для заказчиков, что он представляет из себя и с какой целью вводится?

 

- С 2017 года на заказчика возлагается обязанность указывать наименование объекта закупки в соответствии с данным каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.  По этим правилам уже с 1 марта будут вноситься критерии закупок лекарств, для всех остальных каталог заработает с 1 октября 2017 года. Это так называемый шаблон товаров, работ и услуг.  

Планируется, что создание данного каталога позволит снизить издержки заказчиков, поскольку появятся стандартные описания объектов закупки.   Все это позволит исключить сокрытие заказчиками информации о торгах путем «запутанных» и нестандартных наименований закупаемых объектов и закупки роскоши.  

Также и для поставщиков данный каталог окажется поддержкой в определении закупок, в которых последние планируют принять участие. Облегчит и поиск торгов, повысит прозрачность осуществляемых закупок. Но среди экспертов есть мнение, что каталог станет еще одним усложнением действующих процедур. Практика покажет…

 

 

Существует ли какой-либо контроль общественности за государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении ими закупочной деятельности?

 

- Да, с 2017 года устанавливается необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок.  Общественное обсуждение является одной из мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчики всех уровней должны проводить общественное обсуждение закупок, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. При этом есть ряд исключений:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков  

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона запроса предложений;

г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера 

         Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности, принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом, общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.

  

 

Каким образом с 2017 года ГУП и МУП должны будут осуществлять закупки?

 

- Положения закона 223-ФЗ (Закон о закупках) давали унитарным предприятиям слишком много свободы.  Многие МУП и ГУП не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком. Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.

В связи с переходом с 2017 года МУП и ГУП на закупки по 44-ФЗ закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства.

 Требование перейти на закупки по 44-ФЗ не коснулось только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство РФ.

  Более жёсткий контроль и открытая конкуренция – вот ожидаемые итоги введения нового закона.

 С начала 2017 года в Оренбургское УФАС уже поступали жалобы на действия заказчиков МУП - выявленные нарушения требований Закона о контрактной системе, касающиеся, в частности, установления излишних требований к составу вторых частей заявок, нарушений положений проекта контракта   и другие.  Жалобы признаны обоснованными, заказчикам выданы предписания о внесении изменений в документацию.

 

Любое лицо имеет право подать жалобу на действия заказчика?

 

- Да, любое лицо: физическое, юридическое, индивидуальный предприниматель, общественная организация.

Сейчас участники госзакупок, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе «бесплатно» подать жалобу при нарушении их прав и законных интересов во время проведения госторгов.  По мнению разработчиков проекта, целью подачи жалобы часто бывает затягивание процедуры закупки и сроков заключения контракта. Растет и количество так называемых «профессиональных жалобщиков», которые преследуют исключительно цели получения незаконной выгоды. При этом, они фактически не участвуют в закупках, то есть, изначально не подают заявки. Такие жалобы могут носить в том числе «заказной» характер: в ряде случаев соответствующие факты обусловлены недобросовестной конкуренцией на рынке, попыткой оказать давление на заказчиков. Эта проблема связана с тем, что законодательство о контрактной системе предусматривает широкие возможности для общественного контроля. При этом, недобросовестные лица могут злоупотреблять правами общественных контролеров.

Ввиду складывающихся ситуаций широко обсуждается вопрос о введении госпошлины при подаче жалобы на процедуру торгов.