Фармкомпании недобросовестно и недостоверно рекламируют лекарственные препараты

Дайджест решений ФАС России по рекламе лекарств

28, 29 и 30 марта Комиссии ФАС России рассмотрели ряд дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе при рекламировании фармацевтическими  компаниями лекарственных препаратов и приняли следующие решения:    

-  АО «Байер»  нарушило часть 7 статьи 5, пункт 8 части 1 статьи 24, пункт 1 части 2 статьи 5, пункт  2 части 2   статьи 5, пункт 1 части 3  статьи 5  ФЗ «О рекламе»  в рекламном ролике лекарства «Ренни»,   транслировавшемся в эфире федеральных телеканалов.  В ролике под лозунгом «Изжогу устраняет. Желудок защищает» сообщается о быстром воздействии «Ренни»  на течение болезни, то есть, нарушен законодательный запрет на гарантирование в рекламе   успешности лечения определенным лекарственным препаратом. Также в ролике информация о времени действия лекарственного препарата при устранении изжоги выполнена нечитаемым шрифтом, размещенным на 1/100 площади кадра, и в течение 3 секунд.  Реклама также и недостоверна, поскольку в ней сообщается, что этот препарат обладает преимуществом перед другими средствами от изжоги, поскольку в состав препарата не входит алюминий.

- частная компания с ограниченной ответственностью «АСТЕЛЛАС ФАРМА ЮРОП Б.В.»  нарушила требования части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол» на федеральных телеканалах. Реклама сообщает о гастрите и причинах  заболевания и предлагает потребителям  применять препараты «Фосфалюгель» и «Де-Нол» - «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!».  Внимание потребителей фиксируется на этом утверждении, как залоге (гарантии) быстрого и успешного лечения.  Кроме того, в рекламном ролике препаратов отсутствует информация, обосновывающая утверждение «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!», а также критерий, по которому в рекламе делается заключение о более «быстром» излечении гастрита при применении этих лекарств.  Такая реклама недостоверна, поскольку вводит  в заблуждение относительно скорости (быстроты) лечения.

- АО «Сервье» виновно в ненадлежащей рекламе лекарства «Детралекс», транслировавшейся также в эфире федеральных телеканалов. В рекламном ролике лекарства нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Использованное в рекламе утверждение «Венотоник № 1 в мире!», содержит признаки некорректного сравнения с препаратами аналогичного ряда. Критерии, обосновывающие утверждение «№ 1», ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, не доведен должным образом до потребителя, в отличие от информации о первенстве венотоника «Детралекс» в мире.  И, наконец, в рекламе  гарантируется положительное действие лекарства -  «Благодаря микронизации 5 компонентов Детралекса быстрее действуют на причину, повышая венозный тонус, способствуя снятию отека, боли и тяжести в ногах. Детралекс. Максимум для здоровья ваших ног!».

- ООО «Джонсон & Джонсон» комиссия ведомства признала нарушившим
требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 закона о рекламе.  Использованное в рекламном ролике лекарства «Мотилиум», транслируемой также в эфире федеральных телеканалов,  утверждение о том, что таблетки «растворяются в 50 раз быстрее*» говорит о превосходстве этого препарата над иными препаратами для улучшения пищеварения. Однако форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять текст, обосновывающей это утверждение ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа. Также это рекламное утверждение содержит признаки некорректности, поскольку основывается на сравнении с таблетками «Мотилиум», покрытыми пленочной оболочкой. 

- ЗАО «Сандоз» нарушило части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе» при рекламировании лекарственного препарата «Экзодерил»  в эфире «Петербург-5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница», «Россия-1», «Первый канал», «Звезда», «ТВ-Центр» в прошлом году. В рекламном ролике препарата внимание потребителей фиксируется на утверждении «быстро проникает глубоко в ноготь и уничтожает грибок». Такое  утверждение является гарантией положительного действия «Экзодерила» и его эффективности в устранении симптомов грибковой инфекции. Также в рекламе отсутствует информация о времени действия на симптомы болезни лекарственного препарата «Экзодерил», обосновывающее утверждение «быстро проникает глубоко в ноготь и уничтожает грибок», несмотря на то, что такая информация
является существенной для раскрытия смысла утверждения, должная форма предоставления таких сведений отсутствует.

- ООО «Валеант» в рекламе лекарства «Холисал» пренебрегло требованиями
пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 и части 6 статьи 24 ФЗ «О рекламе». Комиссия ФАС России пришла к выводу, что реклама этого лекарства в эфире «Россия 1» и «5 канал» в феврале — июле 2016 дает основания полагать, что гель стоматологический быстро вылечит стоматологические заболевания - , «компоненты препарата «Холисал» окажут быстрое и комплексное воздействие».  Соответственно, сообщаются не соответствующие действительности и инструкции по применению геля  сведения о механизме действия препарата в процессе лечения и скорости наступления положительного влияния на течение болезни. При этом в рекламе отсутствует какая-либо информация о том, что наступление положительного влияния на течение заболевания через 3 минуты от применения препарата относится только к его анальгезирующему действию, а не к комплексному воздействию, непосредственно направленному на лечение заболеваний полости рта. Отсутствие такой информации искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.  Реклама дает основание полагать, что положительное действие геля и его эффективность в устранении стоматологических заболеваний (воспаление десен, стоматит, пародонтит, гингивит) гарантируется.

Всем компаниям-нарушителям предписано устранить правонарушения, материалы дел переданы для возбуждения административных дел с целью назначении штрафов.

Справочно
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.