• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью Игоря Быховца о работе Оренбургского УФАС России в части контроля торговых сетей

Сфера деятельности: Анализ рынков

Оренбургское УФАС России публикует интервью с заместителем руководителя Управления Игорем Анатольевичем Быховцом по теме, касающейся изменений в Законе о регулировании торговой деятельности и работе Управления с учетом нововведений.  

Какие изменения произошли в Законе о торговле и какие новые правила стали действовать для продавцов?  

 - С 15 июля 2016 действует новая редакция Закона о торговле, ужесточающая правила продажи продовольствия. До конца декабря 2016 года длился переходный период для внесения изменений в договоры на поставку продовольственных товаров, которые были заключены до 15 июля 2016 года.

В 2017 году все действующие договоры не должны противоречить новым правилам продажи продовольствия. Следовательно, в декабре 2016 года необходимо было провести ревизию всех договоров поставки на предмет устаревших положений и внести в них исправления. Кто-то заключает новые договоры, кто-то оформляет изменения в виде отдельного документа, но в любом случае он должен быть подписан как продавцом, так и покупателем.

Если в 2017 году продолжают действовать устаревшие положения договоров, возможны весьма внушительные штрафы (например, установление вознаграждения покупателю в размере, превышающим максимально допустимый или увеличение сроков оплаты продовольствия (по сравнению с допустимыми), взимание платы за право поставок продовольствия или изменения ассортимента) влечет штраф на юридических лиц от 1 000 000 до 5  000 000, кроме того предусмотрена административная ответственность должностных лиц (от 20 000 до 50 000).

Однако, даже угроза наказания не отбивает у части сетевых магазинов страсть к соблазну не только сохранить, но и увеличить свою маржу. Способы при этом придумываются самые разнообразные, например, самые наглые требуют поставщикам платить свыше установленных законом 5%. Другие выставляют счет по оплате новых услуг – за маркетинг. Третьи требуют дополнительных скидок по уже заключенным договорам, а четвертые вводят разнообразную систему штрафов.

А какие проверки торговых сетей проводились в нашем регионе?

-        По состоянию на март 2017 года в целом по России региональными территориальными управлениями ФАС России проведена 701 проверка, причем факты, содержащие признаки нарушения, были выявлены в 69 регионах.

В ноябре 2016 года Оренбургским УФАС России по результатам мониторинга сайтов торговых сетей, проводимом в связи с недавними изменениями в законодательстве о торговле, в ходе рассмотрения административных производств установлены нарушения части 1 статьи 9 Закона о торговле, выразившегося в неразмещении на сайтах информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора несколькими местными торговыми сетями.

Кроме того, в 2017 году на основании поручения Правительства РФ, а также поручения ФАС России от 30.12.2016, Оренбургским УФАС России проведено несколько внеплановых проверок региональных торговых сетей с целью проверки соблюдения последними исполнения по внесению изменений в свои договоры с поставщиками. Одна из таких проверок на сегодняшний день окончена, нарушений не выявлено. Сроки остальных проверок пока продлены, в связи с большим объемом запрашиваемых и анализируемых документов.

Также Управлением в ходе осуществления своих полномочий были проанализированы договоры одного из крупных в нашей области местных оптовых поставщиков овощей и фруктов. В некоторые из его договоров не были внесены изменения согласно действующему закону, в связи с чем в отношении должностных лиц (тех, кто подписывал договор) и в отношении данного юридического лица были возбуждены дела об административном правонарушении.

Но изменения коснулись не только Закона о торговле, но также и КоАП, была введена ч. 3.5. ст. 4.1 КоАП Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

По итогам рассмотрения данных дел данному поставщику были выданы предупреждения (впервые совершил административное правонарушение). Однако, если в дальнейшем будет установлено у данного хозсубъекта очередное нарушение, то штрафа ему не миновать.

 

С какими проблема в этой части сталкивается Управление сейчас? 

 

- Политика нашего государства, особенно в последнее время, сводится к тому, что мы стремимся поддерживать местных производителей продукции, чтобы у них был доступ к рынку сбыта. Именно поэтому Закон о торговой деятельности находится на постоянном контроле. Несмотря на принятые изменения (например, меры по ограничению размера вознаграждения сетей 5% (было 10%) в некоторых регионах нашей страны местные производители все равно сталкиваются с тем, что сети пытаются обойти эти ограничения.

По мнению ФАС России, одним из решений проблемы может стать создание Совета рынка, который мог бы состоять из двух палат: производителей и торговых сетей. В рамках этого Совета его участники смогут напрямую решать возникающие вопросы.

Кроме того, мы призываем производителей, если их права и интересы как-то ущемляются торговыми сеьями, смело обращаться в антимонопольный орган, а мы постараемся эти проблемы решить.