В Оренбургском УФАС подвели итоги года в сфере контроля за государственными закупками

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

      Сегодня, 6 апреля 2017 года, в Оренбургском УФАС России состоялся брифинг по итогу работы Управления в прошедшем году в сфере контроля государственных и муниципальных закупок.  Встречу с журналистами провели заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Игорь Быховец и начальник отдела контроля закупок Надежда Решетова.

    По словам Игоря Быховца, в 2017 году в Управление поступило 1998 жалоб участников закупок на действия заказчиков, преимущественно муниципальных (в 2015 г. -  2190).  Среди частых нарушений, по-прежнему - это необоснованные требования к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам, установление излишних требований к участникам закупки или требований, ограничивающих круг участников и др.  В шестидесяти процентах жалобы были признаны обоснованными. По сравнению с 2015 годом увеличилось количество проверок – в 2016 году их было проведено 80, в 2015 г.- 52. В соответствии с выявленными нарушениями организаторам закупок выдано 542 предписания об устранении нарушений.  

За двенадцать месяцев текущего года Оренбургское УФАС России рассмотрело 246 административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках (в 2015 г. – 212). Наложено штрафов на сумму более 2 млн 700 тысяч рублей.  

 Также рассмотрено 145 обращений заказчиков о включении сведений об участниках закупок в Реестр недобросовестных поставщиков, 57 из них закончились для подрядчиков включением в Реестр, что лишает их возможности участвовать в торгах ближайшие два года. В большинстве случаев поводом для внесения в РНП стало неисполнение участником закупки обязательством по договору перед заказчиком.  

Как отметила Надежда Решетова, по традиции, наиболее «жарким» периодом жалоб на заказчиков стал весенне-летний сезон, когда повсеместно шли ремонтно-строительные работы.   Весна – это время ремонта дорог, а лето – ремонта школ, детских садов, больниц. Так, летом прошлого года отмечено увеличение жалоб на аукционы по капитальному ремонту спортивных залов в районных школах. При этом, у заказчика было мало времени, для того, чтобы провести аукцион и успеть за три летних месяца до начало учебного года провести ремонтные работы. Однако нарушения в документациях заказчика приводят порой к «сносу» аукционов и необходимости его повторного проведения, соответственно, сроки по ремонту затягиваются. Специалисты антимонопольного органа признаются, что некоторые обиды со стороны заказчиков понятны в этой связи, но, все же, причина «сноса» в данном случае лежит именно в том, что документацию готовят специалисты с недостаточными знаниями в сфере законодательства госзакупок. Понимая эту проблему, Оренбургское УФАС открыло в ОГУ базовую кафедру антимонопольного регулирования и организации закупок, готовящую как раз специалистов в сфере закупок и антимонопольного законодательства. Уже с сентября 2016 года на кафедре произведен набор группы магистрантов.

Также стоит отметить, что сохраняется в практике Управления и сфера профессиональных жалобщиков, которые не заинтересованы в том, чтобы выиграть аукцион, но есть интерес, связанный именно с отсрочиванием или срывом аукциона. По линии взаимодействия с правоохранительными структурами также отслеживаются вопросы коммерческого подкупа за отзыв жалобы.