Владимир Окшин рассказал об итогах работы Оренбургского УФАС России в первом полугодии 2017 года

Владимир Васильевич, оценивая первое полугодие 2017 года, можно ли сказать в общем: увеличилось ли количество нарушений по сравнению с прошлым годом?

 

 - Начиная с прошлого года наблюдается значительное снижение количества установленных нарушений в сфере Закона о защите конкуренции по сравнению с предыдущими годами, что связано с либерализацией антимонопольного законодательства и вступлением в силу «четвертого антимонопольного пакета», позволяющего в ряде случаев представителям бизнеса и органа власти исполнить предупреждение антимонопольного органа и избежать возбуждения дела. Также введение «иммунитета» позволяет для указанных лиц избежать и штрафа.  Если говорить о цифрах, то за первое полугодие этого года в сфере антимонопольного законодательства поступило 134 заявления, в прошлом году – 78, из них большая часть - на действия органов власти. Возбуждено 25 дел, в 2016 – 16; вынесено 18 решений о наличии нарушений, в 2016 году - 6.

 

Количество нарушений, действительно, уменьшилось, значит вырос показатель по предупреждениям?

- Да, это верно.  С января по июль 2017 года было выдано 55 предупреждений, за аналогичный период прошлого года - 28. Как и прежде, большая часть предупреждений адресована представителям органов власти за издание нормативных актов, ограничивающих конкуренцию. Признаки нарушения здесь были установлены как в ходе выездных плановых мероприятий, так и по заявлениям. Всего было выдано 41 предупреждение, 19 из них уже исполнены. Возбуждено 4 дела в связи с неисполнением предупреждения антимонопольного органа.

Также были выданы предупреждения и коммерческим организациям за недобросовестную конкуренцию.

 

Управление в своих отчетах всегда говорило, что по количеству жалоб первое место занимает сфера контроля закупок. Сохранилась ли и сейчас такая тенденция? 

- Она не только сохранилась, но и отмечается ростом. По вопросам Закона о контрактной системе (ФЗ-44) в первом полугодии 2017 года в Оренбургское УФАС России поступило 742 жалобы участников закупок на действия заказчика (преимущественно муниципальных). Среди частых нарушений, по-прежнему - это необоснованные требования к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам и др.  Большая часть жалоб признана обоснованными или частично обоснованными. Также за указанный период проведены 37 внеплановых проверки. В соответствии с выявленными нарушениями организаторам закупок выдано более 250 предписания, возбуждено 92 административных дела. Рассмотрено 65 обращений заказчиков о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).  

В рамках Закона о закупках (ФЗ-223) поступило 92 жалобы, 36 из них признаны обоснованными.  По факту выявленных нарушений выданы 36 предписаний, 32 из которых уже исполнены.

 

УФАС теперь следит и за исполнением Закона о торговле. За первое полугодие текущего года были уже возбуждены дела в этой сфере?

- Нарушения были выявлены со стороны торговой сети ФГУП «Промсервис» УФСИН России, занимающейся реализацией продуктов питания и предметов первой необходимости через торговые объекты, расположенные на территории исправительных учреждений в Оренбургской области. Торговая сеть неправомерно заключила договор комиссии с одним из контрагентов.  Также Управление в регулярном режиме проводило мониторинг сайтов торговых сетей, сельхозтоваропроизводителей и поставщиков продуктов питания в торговые сети на предмет соблюдения требований Закона о торговле в части контроля за размещением на своем сайте в сети Интернет информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях договора.

 

Какие результаты Управление увидело в сфере контроля рекламного законодательства?

 

- За шесть месяцев Управление возбудило 30 дел, по 17-ти их которых выявлен факт нарушения.  Среди распространенных нарушений в этой сфере – реклама медицинских изделий, финансовых услуг, алкоголя, недостоверная реклама, реклама с использованием оскорбительных образов. Так, в настоящее время на рассмотрении у специалистов Управления находятся заявления, связанные с непристойной (оскорбительной) радио-рекламой мужских спа-салонов.  Их рассмотрение Оренбургское УФАС России планирует провести в рамках Экспертного совета по рекламе с приглашением СМИ.

 

Если говорить о штрафах, то какие из них были самые внушительные?

 

- Самый большой штраф - более 2 млн. рублей - был наложен на ООО «Уральский источник» за недобросовестную конкуренцию.  Нарушение выразилось в использовании последним товарного знака «V 12» на бутылках некоторой безалкогольной продукции до степени смешения с товарным знаком, принадлежащем ООО «Национальная водная компания». Незаконное использование товарного знака до степени смешения было также установлено и в рекламе одной из автозаправок, принадлежащей индивидуальному предпринимателю. В настоящее время решение по данному делу находится на стадии административного производства. Предупреждения о прекращении недобросовестной конкуренции выдавались ряду страховых компаний, которые путем некорректного расчета страховой премии получали преимущества при проведении конкурсов на заключение договора ОСАГО и тем самым ущемляли интересы своих конкурентов.

Также в этом году к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму около 1 млн. рублей привлечены участники двух сговоров на торгах. Отмечу, что дела о картелях остаются одними из самых сложных, и по данной статье не предусмотрены предупреждения. С начала года Управлением было возбуждено и рассмотрено 5 дел по признакам заключения антиконкурентных соглашений между участниками аукционов, во всех случаях установлены факты нарушения. Сговоры выявлялись на рынках поставки медицинских изделий (тест-полосок для определения концентрации глюкозы и холестерина в крови; наборы реагентов для диагностики ВИЧ; расходные материалы для клинико-диагностической лаборатории) и компьютерной техники.

Если говорить об общей сумме штрафа, наложенной в первом полугодии 2017 года на хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках, она составила более 4,2 млн рублей, из них взыскано свыше 2,7 млн. рублей.