Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 15 сентября 2017 года

Оренбургское УФАС России публикует обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 15 сентября 2017 года.

Вопрос: Были ли выявлены случаи нарушения требований в части применения условий типовых контрактов?  В силу положений ч. 3 ст. 93 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Оренбургское УФАС России осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок действий (бездействий) заказчиков при осуществлении ими закупок для государственных и муниципальных нужд. Жалоб, содержащих доводы о нарушении названных требований, в адрес управления не поступало.

            Вопрос: Можно ли выйти на торги на строительство газопровода с экспертизой 2014 года или требуется проводить повторную экспертизу?

Проверка правильности обоснования начальной цены контракта в соответствии с ч.3 ст. 99  Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не входит в полномочия антимонопольного органа. При таких обстоятельствах, указанный вопрос будет направлен по подведомственности.

Вопрос: Считается ли нарушением оплата поставки продуктов питания (хлеб) в январе следующего года, при условии, что срок действия контракта до 31 декабря текущего года. Срок оплаты 15 рабочих дней (СМП). Срок поставки до 30 декабря. Установить срок действия контракта далее 31 декабря не представляется возможным, т.к. будет нарушен бюджетный кодекс?

Поскольку вопрос относится к порядку оплаты поставленного товара в следующем финансовом году, указанный вопрос будет адресован в компетентный орган.

Вопрос: возможно ли заказчику удерживать размер пени по муниципальному контракту с суммы обеспечения исполнения контракта, которую предоставил подрядчик?

По указанному поводу есть различные судебные решения, среди которых: удержание заказчиком неустойки (штрафа, пени) за счет перечисленной контрагентом суммы обеспечения контракта в отсутствие судебного акта может считаться правомерным только в случае признания контрагентом соответствующего долга либо в случае, если такое удержание предусмотрено контрактом между заказчиком и контрагентом.

В целях выработки единой позиции, указанный вопрос будет направлен в ФАС России.

Вопрос: поступил от Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга и касается публикации отчетов об исполнении этапов контракта. 

Перенаправлен в ФАС России.

Вопрос поступил от ГУП КЭС Оренбургской области «ОРЕНБУРГКОММУНЭЛЕКТРОСЕТЬ»: Обязано ли унитарное предприятие при заключении договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора соблюдать требования Федерального закона № 44-ФЗ.

Позиция по указанному вопросу высказана в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы № 24-04-01/ВН-28711 от 28.06.2017, РП/43555/17 от 28.06.2017.  

Вопрос: Заключение контракта по п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, какими документами можно подтвердить отношение деятельности организации к сфере деятельности субъектов естественных монополий?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.

 Законом о естественных монополиях установлены сферы деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4), а именно:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Необходимо отметить, что для заключения договора с субъектом естественной монополии не требуется обязательного наличия такого субъекта естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий.

           Вопрос: при заключении контракта «Приобретение квартир в муниципальную собственность для отдельных категорий граждан» (Электронный аукцион среди СМП). Финансирование контракта производится из различных бюджетов (федеральный, региональный и местный). Средства из местного бюджета  оплатили в течение 15 рабочих дней, а средства из федерального бюджета в установленный срок (15 рабочих дней) оплатить не получается. Как быть?

    Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Кроме того, Статья 7.32.5. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 189-ФЗ)

1. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

 Вопрос: Поставщик не исполнил обязательства по контракту в полном объеме. Срок контракта заканчивается. Процедура одностороннего отказа очень длительная. Что делать Заказчику? Включат ли Поставщика в РНП по истечению срока действия контракта?

В силу ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

            Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

   В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Согласно ч. 1 ст. 511 ГК РФ, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, по общему правилу истечение срока действия договора  поставки прекращает обязанность поставщика поставлять предусмотренный этим договором товар.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 425 ГК РФ, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 511 ГК РФ, поставщик, допустивший недопоставку товаров в отдельном периоде поставки, обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором.

Исходя из анализа вышеизложенных норм, Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением обязательств по контракту контрагентом. В случае невыполнения обязательств по контракту в установленные сроки, Заказчик обязан незамедлительно принимать меры к контрагенту в виде ведения претензионной работы и принятия соответствующего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не дожидаясь окончания срока действия контракта. Принятие решения об одностороннем отказе после истечения срока действия контракта повлечет не включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в Реестр недобросовестных поставщиков  (подрядчиков, исполнителей). Между тем, следует обратить внимание, что согласно ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 1062 от 25.11.2013 г. заказчик обязан направить в уполномоченный орган соответствующее обращение, документы и информацию о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Возможно ли требовать от Подрядчика иметь на каком-либо праве специальную технику для выполнения работ или привлеченную по субподряду?

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. В связи с чем, указанное в вопросе требование является неправомерным.