Оренбургское УФАС предписало администрации г. Оренбурга аннулировать открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области признало обоснованной жалобу Ассоциации перевозчиков Оренбурга на действия организатора торгов – администрации города Оренбурга - при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам.

В частности, состоятельными признаны несколько доводов. Основным нарушением при рассмотрении жалобы Комиссией Оренбургского УФАС России признан факт нарушения организатором торгов порядка проведения конкурса, утверждённый Постановлением администрации г. Оренбурга. Согласно указанному порядку срок подведения итогов открытого конкурса не должен превышать девяносто дней со дня размещения извещения о проведении открытого конкурса. Организатором конкурса указанный срок превышен.

Кроме этого, организатором торгов нарушены положения п.2 ч.1 ст.23 Закона № 220-ФЗ¹ в связи с неправомерно установленным требованием о приложении к заявке документов, не предусмотренных действующим законодательством². Установление подобным образом требования к составу заявки, неисполнение которого влечет для отдельных претендентов отказ в допуске к участию в конкурсе, ставит в неравные условия отдельных участников торгов, что в конечном итоге приводит к ограничению конкуренции на торгах. Более того, организатором торгов в конкурсной документации отсутствует гарантированное условие о возможности перевозчиков принять на себя обязательства по приобретению транспортных средств необходимых для участия в конкурсе, что прямо противоречит ч.2 ч.1 ст.23 220-ФЗ.

Также неправомерным признано требование о предоставлении не позднее 5 рабочих дней после вскрытия конвертов транспортных средств для осмотра конкурсной комиссией, что создает препятствия допуска хозяйствующих субъектов на рынок.  Согласно извещению о проведении конкурса в случае непредставления сведений о транспортных средствах в количестве, определенном в заявке на участие в открытом конкурсе, а также в случае непредставления транспортных средств для осмотра конкурсной комиссией не позднее 5 рабочих дней после вскрытия конвертов, указывается ноль баллов, и участник открытого конкурса отстраняется от дальнейшего участия в конкурсе.

Экономическая целесообразность приобретения транспортных средств, соответствующих требованиям извещения, как по классу и по количеству, так и по характеристикам, возникает лишь у лица, получившего право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - Свидетельство), т.е. у победителя или единственного участника торгов. Указанное подтверждается и положениями Закона № 220-ФЗ, предусматривающими обязанность организатора торгов выдать в течение 10 дней с даты проведения торгов Свидетельство, а также обязанность перевозчика, получившего такое право приступить к перевозкам не позднее 60 дней со дня проведения торгов. Таким образом, срок приобретения транспортных средств должен быть установлен разумный – не ранее даты подведения итогов открытого конкурса, но не превышающей 60 дней со дня проведения торгов. Следовательно, организатор торгов не вправе устанавливать требования к участникам отбора в нарушение положений указанного Федерального закона, а непредставление для осмотра транспортного средства не может быть основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Вышеуказанные излишние требования, установленные организатором торгов, могут повлечь ограничение конкуренции при проведении конкурса, что противоречит ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции».

По мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, установление подобным образом требований конкурсной документации, неисполнение которых влечет для отдельных претендентов отказ в допуске к участию в конкурсе, ставит в неравные условия отдельных участников конкурса, что может привести к ограничению конкуренции. При проведении конкурса организатором торгов нарушены принципы открытости и прозрачности торгов.  Принцип прозрачности состоит в доступности широкому кругу лиц всего объема информации по проводимому конкурсу. 

 Были доводы жалобы, признанные Комиссией Оренбургского УФАС России несостоятельными.

На основании установленных нарушений антимонопольный орган выдал администрации г. Оренбурга предписание об аннулировании данного конкурса.

 

 

 

  

¹Федеральный закон № 220-ФЗ от 13.07.2015г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

²Список транспортных средств претендента, не используемых для перевозки пассажиров на других маршрутах, находящихся на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения расписания движения  транспортных  средств,  указанного  в извещении, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров, а также допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (с приложением копий паспортов транспортных средств, находящихся в собственности, и копий документов, подтверждающих факт пользования транспортными средствами).