• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью заместителя руководителя Оренбургского УФАС России Игоря Быховца об итогах работы Управления в 2017 году в сфере контроля закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Игорь Анатольевич, по итогам 2017 года какова тенденция по количеству жалоб на действия заказчиков?  

 

- Сравнивая 2017 и 2016 годы, отмечу, что количество жалоб снизилось. Так, в 2017 году их было 1309, а в 2016 году – 1998. Как и прежде, подавляющее количество жалоб приходится на действия муниципальных заказчиков, за ними следуют «регионалы», на долю федеральных заказчиков приходится меньший процент жалоб.   Практически в 60-ти процентах жалобы были признаны обоснованными.

  

То есть, снизился показатель по жалобам, значит, стало меньше и возбужденных административных дел?

 

- Нет, в минувшем году в сравнении с 2016 годом увеличилось количество административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках: с 246 до 264 дел.  Законодатель жестко контролирует правонарушения в данной сфере, поэтому уйти от ответственности невозможно, не действуют в данном случае и так называемые «иммунитеты». В общей сложности в 2017 году Управление за нарушение законодательства о закупках наложило штрафов на сумму более чем на 2 млн. 653 тысяч рублей.

 

Законодатель строг не только к заказчику, но и к участникам аукциона. Сколько «горе-компаний» было включено в Реестр недобросовестных поставщиков в минувшем году?

 

  - Рассмотрено было 134 обращения заказчиков о включении сведений об участниках закупок в Реестр недобросовестных поставщиков, 44 из них закончились для подрядчиков попаданием в «черный список», что лишает их возможности участвовать в торгах ближайшие два года. В большинстве случаев поводом для внесения в РНП стало неисполнение участником закупки обязательством по договору перед заказчиком либо уклонение от заключения контракта. 

 

Недобросовестный поставщик – это ведь риск не только для заказчика, но и конечного потребителя – жителей области?

 

- Безусловно. В качестве примера расскажу о коммерческой организации, попавшей в РНП за ненадлежащее исполнение или неисполнение вовсе контрактов по охране лесов от пожаров на территории лесничеств сразу нескольких районов области. Заказчик - ГБУ «Центр пожаротушения и охраны лесов Оренбургской области» - обратился с жалобой в антимонопольный орган о несостоятельности подрядчика выполнять свои обязательства и с просьбой отстранить его от участия в торгах сроком на 2 года. УФАС признало несостоятельными доводы Общества о невозможности выполнения условий контракта по опашке земли ввиду отсутствия материально-технической базы (тракторов), поэтому сведения о недобросовестном поставщике внесли в соответствующий реестр.  Получается, подрядчик, осознавая невозможность произвести опашку земель из-за отсутствия техники все равно участвовал в аукционах.  Хорошо, что в период разбирательств с нерадивым поставщиком не вспыхнул пожар, иначе последствия могли быть очень плачевные. И здесь, конечно, мог бы пострадать не только заказчик, но и жители нашей области.

В другом случае в «черный список поставщиков» был включен индивидуальный предприниматель, уклонившийся от заключения контракта с Оренбургским региональным отделением Фонда социального страхования РФ.  ИП был признан единственным участником электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации кресло-колясок комнатных для детей и подростков, страдающих ДЦП. Уклонение от заключения контракта также стало поводом для включения ИП в РНП. Соответственно, заказчику необходимо снова провести аукцион, выбрать подрядчика, при этом больной ребенок вынужден ждать необходимое медицинское оборудование.   

 

И заказчики, и участники аукциона при выявлении нарушений сетуют на сложность Закона о контрактной системе, банальное его непонимание. Что можно посоветовать в данном случае?

 

- Мы регулярно проводим встречи с заказчиками и участниками закупок, форматы этих встреч разные, но смысл один – повысить уровень знаний в сфере законодательства о закупках. Новшеством 2017 года в работе Управления стало проведение ежеквартального публичного обсуждения правоприменительной практики, в том числе, по вопросам закупок.   Опыт предыдущего года, колоссальное количество участников и представителей заказчика аукционов показали, что мероприятие носит прикладной характер. Узнать полезную информацию из уст сотрудников Управления о типичных нарушениях в аукционной документации, основных изменениях в законодательстве о закупках – все это позиционируется как некий «ликбез» в вопросах закупочной деятельности. Ближайшее публичное обсуждение по вопросам закупок пройдет уже 11 апреля в молл «Армада». Кроме того, Управление открыло базовую кафедру антимонопольного регулирования и организации закупок в ОГУ, регулярно проводятся курсы повышения квалификации.