Информация для СМИ: разъяснения Оренбургского УФАС о судебных спорах с администрацией г. Оренбурга

В связи с многочисленными вопросами СМИ относительно судебных разбирательств между Оренбургским УФАС России и администрацией г. Оренбурга в сфере организации регулярных перевозок на территории муниципалитета, Управление дает разъяснение по данной ситуации.

В декабре 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области вынесло два ненормативных правовых акта в отношении администрации г. Оренбурга. Так, муниципалитету было выдано предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства при организации регулярных пассажирских перевозок на территории города.

Напомним, предупреждение было выдано на основании содержащихся признаков нарушения п.2 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» в Постановлении администрации города Оренбурга № 3640-п от 07.09.2017г. «Об утверждении Порядка проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам» (далее- Постановление «№ 3640).

В указанном Постановлении № 3640 были установлены положения, не предусмотренные действующим законодательством и способствующие недопущению, ограничению или устранению конкуренции.  В частности, речь шла о неправомерном установлении требования к претенденту условия о принятии на себя обязательств по приобретению транспортных средств в срок до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Тогда как, в силу действующего законодательства участие в торгах вправе принять хозяйствующие субъекты, не обладающие транспортными средствами на дату проведения торгов на каком-либо праве.

Также признаки нарушения Закона о защите конкуренции содержались и в части установления срока проведения осмотра транспортных средств, не позволяющего всем участникам конкурса представить транспортное средство в указанный период; при этом согласно Постановлению № 3640, участнику, не представившему транспортные средства для осмотра, будет отказано в допуске к участию в конкурсе.

Комиссия Оренбургского УФАС России усомнилась и в законности формулировки требования о приложении к заявке информации о количестве ДТП по форме, утвержденной приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «Об утверждении Формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».

Согласно выданному Оренбургским УФАС России предупреждению администрации г. Оренбурга необходимо было внести соответствующие изменения в Постановление № 3640. Однако муниципалитет пытался оспорить данное предупреждение в Арбитражном суде Оренбургской области. Точка в разбирательстве суда первой инстанции была поставлена на минувшей неделе: суд счел доводы, указанные в акте антимонопольного органа, обоснованными; исковое заявление администрации г. Оренбурга оставил без удовлетворения. 

Еще одним ненормативным правовым актом Оренбургского УФАС России, вынесенным в декабре 2017 года в отношении администрации г. Оренбурга стало решение Управления о признании муниципалитета нарушившим ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» на основании жалобы Ассоциации перевозчиков Оренбурга в соответствии со ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам. Администрации г. Оренбурга также было выдано предписание об аннулировании указанного конкурса.

Решение УФАС о признании жалобы обоснованной принималось, исходя из содержащихся в документации конкурса требований к участникам, нарушающих антимонопольное законодательство в части ограничения конкуренции. При этом, стоит отметить, данные требования муниципалитет устанавливал на основании все того же Постановления № 3640, в котором антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения. Также в ходе рассмотрения жалобы было установлено нарушение в части срока подведения итогов открытого конкурса.  

Администрация г. Оренбурга обжаловала решение с предписанием Оренбургского УФАС России в Арбитражном суде Оренбургской области. Суд первой инстанции указанное решение отменил ввиду того, что Ассоциация перевозчиков Оренбурга была неправомочна обращаться в антимонопольный орган с жалобой в рамках ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».  Оренбургское УФАС России намерено обжаловать решение Арбитражного суда Оренбургской области в вышестоящей судебной инстанции.

Управление продолжит работу по контролю за соблюдением требований Закона о защите конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок на территории г. Оренбурга и будет пресекать ограничение конкуренции на нем со стороны органов власти. В частности, под пристальным вниманием антимонопольного органа будет конкурсная документация и акты, ее регламентирующие, утвержденные муниципалитетом в целях организации регулярных перевозок на территории г. Оренбурга.

Следует напомнить, что вопросы содействия развитию справедливой и честной конкуренции, в том числе зависящие и от органов власти любого уровня в настоящее время находятся под пристальным вниманием Президента РФ. Запрет органам государственной власти вводить те или иные дискриминационные условия предпринимательской деятельности, а также запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков путем издания каких-либо актов и решений, приводящих к недопущению или устранению конкуренции – это прямое указание Президента РФ согласно Национальному плану развития конкуренции, утвержденному в декабре 2017 года.