И.А. Быховец рассказал о практике применения Закона о торговле

Сфера деятельности: Розничная торговля

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Игорем Анатольевичем Быховцом.

Справка: С 2010 года Оренбургское УФАС России осуществляет контрольные функции и обеспечивает в рамках своих полномочий реализацию положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

 

- В последнее время в средствах массовой информации обсуждается вопрос сокращения с 25% до 15% максимальной доли компаний, занимающихся розничной торговлей в пределах муниципальных образований. Скажите, какова позиция ФАС России на этот счет?

 

- ФАС России не поддерживает данную позицию, объясняя тем, что в настоящее время внесение в Закон о торговле предлагаемых изменений преждевременно и нецелесообразно. Они содержат риски для обеспечения условий развития конкурентной среды в сфере розничной торговли, в то время как действующая редакция ч.1 ст.14 Закона о торговле обеспечивает поддержание баланса интересов участников рынка розничной торговли.

В ФАС России поступают обращения со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций, представителей малого и среднего бизнеса, относительно целесообразности сокращения максимальной доли торговой сети в соответствующих границах административно-территориальных образований.

В связи с тем, что на данный момент участники рынка и представители органов власти придерживаются различных мнений, антимонопольный орган считает необходимым продолжить диалог для поиска оптимального решения.

 

- Игорь Анатольевич, а сколько нарушений Закона о торговле выявлено территориальными органами ФАС России в ходе проверочных мероприятий?

 

- За последние три года проанализировано около 17 тыс. договоров. Приятно отметить, что только в 17 % из них были выявлены нарушения. Практически все крупные торговые сети и поставщики привели свои договоры в соответствие с внесенными поправками в действующее законодательство. Основная доля нарушений - 70 % приходится на региональные и муниципальные сети, соответственно на федеральные торговые сети - 30 %.

 

- А конкретно Оренбургским УФАС России много выявляется нарушений?

 

- В настоящее время, учитывая специфику применения норм Закона о торговле, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области выявлено лишь несколько фактов нарушения.

В большинстве случаев для реагирования на факты нарушения законодательства и признаки ущемления прав поставщиков, а также для всестороннего анализа ситуации, антимонопольному органу, прежде всего, требуется заявление заинтересованного лица, а таких заявлений в последнее время почти не поступает.

Вместе с тем, по поручению Федеральной антимонопольной службы, в 2017 году Оренбургским УФАС России проведено 5 контрольных мероприятий в отношении торговых сетей и поставщиков. Кроме того, сотрудники управления участвовали в прокурорских проверках торговых сетей.

В общей сложности на предмет нарушения антимонопольного законодательства и Закона о торговле сотрудниками Управления проанализировано 303 договора, заключенных между торговыми сетями и поставщиками. Так, в 92 договорах усмотрены признаки нарушения Закона о торговле.

Возбуждено 42 административных дела в отношении торговых сетей. По результатам их рассмотрения, в 38 случаях административный штраф заменен на предупреждение, так как организации являются субъектами малого и среднего предпринимательства и административное правонарушение совершено впервые. К административной ответственности в виде штрафа привлечено 4 лица, общая сумма штрафов составила 340 тыс. рублей.

 

- Какие проблемы применения Закона о торговле выявлены антимонопольным органом по результатам проверок?

 

- В основном, суть нарушений выразилась в том, что отдельными торговыми сетями не размещалась на официальном сайте информация о существенных условиях договора поставки. Данные сведения необходимы прежде всего поставщикам продовольственных товаров.

Кроме этого, Оренбургским УФАС России в текущем году проведены проверки долей торговых сетей в разрезе муниципальных районов и городских округов Оренбургской области на предмет соответствия ч.1 ст.14 Закона о торговле. Предусмотрено ограничение действий торговых сетей на приобретение дополнительных площадей торговых объектов при условии, что доля таких сетей превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров на соответствующем товарном рынке.

По итогам проверок установлено, что пороговое значение в 25% превышено лишь некоторыми районами. В прошлом году фактов нарушения требований ч.1 ст.14 Закона о торговле не выявлено.

 

- Решения Оренбургского УФАС России по факту нарушения Закона о торговле обжалуются?

 

- Конечно. В августе прошлого года торговая сеть ФГУП «Промсервис» УФСИН России, занимающаяся реализацией продуктов питания и предметов первой необходимости через торговые объекты, расположенные на территории исправительных учреждений в Оренбургской области, признана нарушившей требования Закона о торговле. Торговая сеть неправомерно заключила договор комиссии с одним из контрагентов.

«Промсервис» обжаловал решение и предписание Оренбургского УФАС России сначала в арбитражный суд Оренбургской области, затем – в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоих случаях акты антимонопольного органа оставлены в силе, а в исправительных учреждениях Оренбургской области восстановлен порядок осуществления торговой деятельности.

 

- Антимонопольным органом проводится какая-либо разъяснительная работа с предпринимателями?

- Да, ближайшее мероприятие запланировано на 12 сентября. В конференц-зале СКК «Оренбуржье» (г.Оренбург, пр. Гагарина, 21/1) в рамках проведения ежегодной выставки-ярмарки продовольственных товаров «Меновой двор-2018», Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области совместно с Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области проведет публичное обсуждение правоприменительной практики Закона о торговле. Начало мероприятия в 11.30.

В числе участников публичного обсуждения - представители сетевых ритейлеров, государственных регуляторов, торгово-промышленных отраслевых союзов, эксперты, производители, дистрибьюторы и юристы.

В рамках мероприятия участники обсудят взаимоотношения между торговыми сетями и поставщиками, развитие торговли в условиях рыночной экономики, успешные практики взаимодействия поставщиков, производителей и сетевого ритейла, каналы сбыта и другие вопросы.

Приглашаем всех желающих принять участие! Заявки с указанием контактных данных принимаются по адресу электронной почты pressto56@fas.gov.ru