О тонкостях и нюансах рекламы финансовых услуг

Практика и проблемные вопросы, возникающие в ходе выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – одна из тем специализации Оренбургского УФАС России.

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой

 

- Людмила Юрьевна, какая реклама попадает под понятие «реклама финансовых услуг»?

 

- В соответствии с нормами Закона о защите конкуренции, это реклама банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, по договору лизинга, а также услуг, оказываемых финансовой организацией и связанной с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 

- Каким требованиям должна соответствовать реклама финансовых услуг?

 

В первую очередь, общим требованиям: реклама должна быть добросовестной, достоверной и не вводить потребителя в заблуждение.

Особенности рекламы именно финансовых услуг и финансовой деятельности отражены в статье 28 Закона о рекламе.

 

- Зачастую Оренбургское УФАС России признает рекламу финансовых услуг ненадлежащей из-за использования мелкого шрифта. Закон о рекламе устанавливает требование к размеру шрифта?

 

- Конкретных требований закон не содержит, однако данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о том, что размер шрифта может быть любым.

В соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Более того, исходя из понятия рекламы, она предназначена для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Таким образом, выполненные мелким шрифтом сведения о финансовой услуге могут быть не доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом и потребитель, фактически не получивший предусмотренную законом информацию, введен в заблуждение.

В итоге формальное присутствие в рекламе каких-либо условий, выполненных мелким шрифтом, может рассматриваться как их отсутствие, а действия рекламораспространителя признаны недобросовестными.

 

- Не так давно один из крупнейших банков был оштрафован за недобросовестную рекламу финансовых услуг посредством смс-сообщений. Что в этом случае устанавливает Закон о рекламе?

 

- В соответствии с ч. 1. ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом не допускается автоматическая рассылка. В случае отсутствия согласия это является нарушением. Однако требования Закона о рекламе не распространяются на сервис WhatsApp (Ватсап), поскольку, скачивая приложение на мобильный телефон, человек уже дает согласие на получение различной информации. К счастью, у этого сервиса предусмотрена возможность внести в спам или заблокировать номер.

 

- Скажите, а какие требования предъявляет закон к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства?

 

- Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом; фирменное наименование застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Также данная реклама может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Обращаю внимание, что для рекламы долевого строительства наличие разрешительной документации у застройщика является обязательным, а в период приостановления деятельности застройщика такая реклама недопустима.

 

- Какие еще нарушения часто встречаются при рекламе финансовых услуг?

 

- В антимонопольный орган поступают заявления об указании высоких процентных ставок в рекламе по привлечению денежных средств. Поясню, что Центральный банк РФ утверждает базовый стандарт, в соответствии с которым ставки рассчитываются с учетом ключевой ставки Банка России.

Согласно закону, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Это ограничение позволяет не вводить потребителя в заблуждение и избежать необоснованного преимущества среди конкурентов, так как финансовая организация может не достигнуть заявленных показателей.

 

- Обозначьте некоторые рекомендации для потребителей. На что нужно обращать внимание в рекламе финансовых услуг, чтобы потом не оказаться в неприятной ситуации?

 

В первую очередь, на наименование микрофинансовой организации и организационно-правовую форму. Такая организация должна иметь лицензию, аккредитацию и состоять в государственном реестре микрофинансовых организаций. Второе основное правило-обращать внимание на все условия, под которыми предлагается услуга (процентная ставка, валюта, срок и др.). В настоящее время следует повышать свою финансовую грамотность, чтобы принимать правильное решение и оценивать его последствия, в частности, при подписании договора займа.

В то же время не только потребителю следует обращать внимание на нюансы рекламы микрофинансовых услуг. Юридическим лицам, как рекламодателям, необходимо тщательно выбирать способ подачи информации, исходя из требований соответствующего законодательства, а в отдельных случаях – норм морали и этики.