О тонкостях и нюансах рекламы финансовых услуг
Практика и проблемные вопросы, возникающие в ходе выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – одна из тем специализации Оренбургского УФАС России.
Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой
- Людмила Юрьевна, какая реклама попадает под понятие «реклама финансовых услуг»?
- В соответствии с нормами Закона о защите конкуренции, это реклама банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, по договору лизинга, а также услуг, оказываемых финансовой организацией и связанной с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
- Каким требованиям должна соответствовать реклама финансовых услуг?
В первую очередь, общим требованиям: реклама должна быть добросовестной, достоверной и не вводить потребителя в заблуждение.
Особенности рекламы именно финансовых услуг и финансовой деятельности отражены в статье 28 Закона о рекламе.
- Зачастую Оренбургское УФАС России признает рекламу финансовых услуг ненадлежащей из-за использования мелкого шрифта. Закон о рекламе устанавливает требование к размеру шрифта?
- Конкретных требований закон не содержит, однако данное обстоятельство не позволяет сделать вывод о том, что размер шрифта может быть любым.
В соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Более того, исходя из понятия рекламы, она предназначена для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Таким образом, выполненные мелким шрифтом сведения о финансовой услуге могут быть не доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом и потребитель, фактически не получивший предусмотренную законом информацию, введен в заблуждение.
В итоге формальное присутствие в рекламе каких-либо условий, выполненных мелким шрифтом, может рассматриваться как их отсутствие, а действия рекламораспространителя признаны недобросовестными.
- Не так давно один из крупнейших банков был оштрафован за недобросовестную рекламу финансовых услуг посредством смс-сообщений. Что в этом случае устанавливает Закон о рекламе?
- В соответствии с ч. 1. ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом не допускается автоматическая рассылка. В случае отсутствия согласия это является нарушением. Однако требования Закона о рекламе не распространяются на сервис WhatsApp (Ватсап), поскольку, скачивая приложение на мобильный телефон, человек уже дает согласие на получение различной информации. К счастью, у этого сервиса предусмотрена возможность внести в спам или заблокировать номер.
- Скажите, а какие требования предъявляет закон к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства?
- Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом; фирменное наименование застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Также данная реклама может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Обращаю внимание, что для рекламы долевого строительства наличие разрешительной документации у застройщика является обязательным, а в период приостановления деятельности застройщика такая реклама недопустима.
- Какие еще нарушения часто встречаются при рекламе финансовых услуг?
- В антимонопольный орган поступают заявления об указании высоких процентных ставок в рекламе по привлечению денежных средств. Поясню, что Центральный банк РФ утверждает базовый стандарт, в соответствии с которым ставки рассчитываются с учетом ключевой ставки Банка России.
Согласно закону, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
Это ограничение позволяет не вводить потребителя в заблуждение и избежать необоснованного преимущества среди конкурентов, так как финансовая организация может не достигнуть заявленных показателей.
- Обозначьте некоторые рекомендации для потребителей. На что нужно обращать внимание в рекламе финансовых услуг, чтобы потом не оказаться в неприятной ситуации?
В первую очередь, на наименование микрофинансовой организации и организационно-правовую форму. Такая организация должна иметь лицензию, аккредитацию и состоять в государственном реестре микрофинансовых организаций. Второе основное правило-обращать внимание на все условия, под которыми предлагается услуга (процентная ставка, валюта, срок и др.). В настоящее время следует повышать свою финансовую грамотность, чтобы принимать правильное решение и оценивать его последствия, в частности, при подписании договора займа.
В то же время не только потребителю следует обращать внимание на нюансы рекламы микрофинансовых услуг. Юридическим лицам, как рекламодателям, необходимо тщательно выбирать способ подачи информации, исходя из требований соответствующего законодательства, а в отдельных случаях – норм морали и этики.