• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Порядок подачи жалобы на закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой

 

- О закупках каких юридических лиц пойдет речь в ходе разговора?

 

- В первую очередь отмечу, что в целом, отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако существует ряд субъектов, которые проводят закупочные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Среди них: государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, дочерние хозяйственные общества, бюджетные учреждения, при определенных условиях ГУПы и МУПы (ч.2 ст.1 ФЗ-223).

В случае, если закупка проводится по Закону о закупках №223-ФЗ, то жалоба на действия организатора торгов, конкурсной комиссии, оператора электронной площадки подается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

- Подать жалобу может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы которого ущемлены или нарушены в результате организации и проведения торгов?

- Лица, не являющиеся участниками закупки, могут обжаловать только нарушение порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. В случае, если срок подачи заявок на участие в закупке окончен, то обжалование может осуществлять только участник закупки, подавший заявку.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае размещения результатов торгов на сайте в сети «Интернет» (со дня такого размещения).

 

- Что должна содержать такая жалоба?

 

- Полный перечень сведений, который необходимо указывать в жалобе, отражен в п.6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Жалоба подписывается заявителем или его представителем с приложением документа, подтверждающего полномочия. Например, если жалобу подписывает директор, то следует приложить приказ о назначении, если представитель - то доверенность. Зачастую заявители забывают, либо не знают о существовании этого обязательного требования.

 

- Как действует антимонопольный орган в случае, если жалоба не содержит перечисленных сведений?

 

- Отсутствие в жалобе вышеуказанных сведений является основанием для возвращения жалобы заявителю. Кроме этого, жалоба возвращается, когда она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены. Это наиболее частые случаи в практике антимонопольного органа. Полный перечень оснований для возврата жалобы изложен в п.9 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в связи с тем, что законом установлены конкретные сроки, заявитель, подавший жалобу, не соответствующую по содержанию требованиям законодательства, несет риск наступления последствий в виде того, что срок для обжалования будет пропущен, права и законные интересы не будут восстановлены в административном порядке. За защитой своих прав придется обращаться только в суд.

 

- Людмила Юрьевна, расскажите каков порядок рассмотрения данных жалоб?

 

- В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

До принятия антимонопольным органом решения по жалобе заключать договор запрещено. В противном случае он является ничтожным.

УФАС рассматривает жалобу в течение семи рабочих дней. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения.

С недавнего времени в связи с внесением изменений в законодательство, рассмотрение жалобы ограничивается только доводами, составляющими предмет обжалования.

 По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении определенных действий. Причем предписание может быть выдано как при необоснованной жалобе, так и при признании ее обоснованной. Решение принимается в каждом конкретном случае.

 

- В случае, если выявлено нарушение, то кроме предписания нарушителю может грозить административная ответственность в виде штрафа?

 

- Да, ст.7.32.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Размер штрафа зависит от субъекта (должностное лицо или юридическое) и характера нарушения.