В Оренбургском УФАС России подвели итоги 2019 года в сфере государственных и муниципальных закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс-конференция по итогам работы в 2019 году в сфере государственных и муниципальных закупок. Встречу с журналистами провел заместитель руководителя Управления Игорь Анатольевич Быховец.

В 2019 году в Оренбургское УФАС России поступила 1331 жалоба, что на 543 больше, чем в 2018 (788 жалоб). Большая часть из них была подана на действия муниципальных заказчиков – 733 (в 2018 году – 463), на действия областных заказчиков - 455 жалоб (в 2018 – 237), федеральных - 112 (в 2018 году их было 88). Уточним, что правовая оценка давалась не во всех случаях, так как порядка 31% зарегистрированных жалоб были отозваны заявителями или возвращены им в связи с допущенными процессуальными нарушениями при их направлении.

Относительно жалоб, признанных обоснованными, следует указать, что основная часть их касалась вопросов обжалования требований: к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам закупки, реже - в допуске к участию в закупке. Наибольшее количество обоснованных жалоб приходится на долю федеральных заказчиков – 49,44% (в 2018 году она составляла 46,23%). Снизилось количество жалоб, признанных обоснованными, на действия муниципальных и областных заказчиков - 39 % и 23,71% соответственно (в 2018 году – 49,83 % и 33,51 % соответственно).

Наиболее «жарким» периодом жалоб на действия заказчиков стал весенне-летний сезон, когда повсеместно шли ремонтно-строительные работы (ремонт дорог, школ, детских садов, больниц). Так, летом прошлого года отмечено увеличение количества жалоб на аукционы по благоустройству общественных территорий муниципальных образований. «В этот период традиционно проявили себя и так называемые «профессиональные» жалобщики, которые не были заинтересованы в том, чтобы выиграть аукцион, но, по всей видимости, были заинтересованы затянуть или сорвать проведение аукциона», - уточнил Игорь Анатольевич.

В 2019 году заказчикам и их комиссиям было выдано 141 предписание об устранении допущенных нарушений.

Кроме этого, одним из направлений деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 

В 2019 году отмечен резкий скачок подобных обращений - 260, в то время как в 2018 году - 84. При этом срыв поставок в рамках проведенных заказчиками закупок происходил в разных видах деятельности - это и поставка продуктов питания для медицинских и образовательных учреждений, и выполнение ремонтных работ, оказание образовательных услуг и пр.

Чаще всего в отчетном периоде заказчики обращались в Оренбургское УФАС России по причине уклонения участников закупки от подписания контрактов – 171 обращение. Среди причин, повлекших не подписание контракта, ответчиками указывались - неисправность компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись, отсутствие лица ответственного за подписание контракта на рабочем месте, задержка в предоставлении банком банковской гарантии, подтверждающей обеспечение исполнения контракта и др. В 26 случаях Управление посчитало приведенные доводы «уклонистов» неубедительными и приняло решение о включении их в РНП.

Помимо указанного, в рамках предоставленных полномочий, антимонопольным органом проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе. Так, в 2019 году проведено 57 таких проверок (в 2018 году - 42). В 9 случаях выявлены факты нарушения законодательства о контрактной системе, выдано 5 предписаний об их устранении.

Всего за отчетный период по факту нарушений Закона о контрактной системе было выдано 301 постановление о наложении штрафа на общую сумму 3’828’600 рублей.

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», система государственных и муниципальных закупок должна быть максимально прозрачна и открыта, что должно обеспечивать защиту прав участников закупок, а также прав заказчиков на приобретение необходимых им товаров, выполнение работ или оказание услуг. «Нарушениям в этой области уделяется особое внимание, - отметил Игорь Анатольевич, - в связи с чем Оренбургским УФАС России подписан ряд соглашений с различными ведомствами, а именно: с Прокуратурой Оренбургской области, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Оренбургской области, УФСБ и УМВД по Оренбургской области».

В целях контроля действий заказчиков – хозяйствующих субъектов, осуществляющих закупки в рамках Закона №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", антимонопольным органом в 2019 году в порядке ст. 18.1 рассмотрено 83 жалобы. Из общего количества рассмотренных жалоб обоснованными признано только 17 жалоб, необоснованными - 25 (8 жалоб было отозвано заявителями).

Сравнительный анализ с 2018 годом позволяет сделать вывод о том, что количество жалоб возрастает (в 2018 году эта цифра составляла – 57), а вот количество обоснованности поступивших жалоб сокращается (в 2018 году обоснованных жалоб было 20, необоснованных 32, отозванных – 5).

Основными видами нарушений, выявленных при организации и проведении торгов, являются: установление в документации требований, не предусмотренных законом, нарушение процедуры торгов, нарушение порядка определения победителя торгов, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе и другие.

В завершение, заместитель руководителя Управления обратил внимание журналистов на то, что Управление не только пресекает выявленные факты нарушений, но и принимает все необходимые меры по их предупреждению: участвует в различных семинарах и круглых столах, доводя до сведения заказчиков изменения, которые были внесены в антимонопольное законодательство, а также ежегодно организовывает публичные обсуждения правоприменительной практики в сфере Закона о контрактной системе и Закона о закупках.

Кратко об итогах в сфере закупок в инфографике: