Интервью с руководителем Оренбургского УФАС России Окшиным В.В.

Об успехах в достижении ключевых показателей Национального плана развития конкуренции в 2019 году и об изменениях в антимонопольном законодательстве, ожидаемых в 2020 году, рассказал руководитель Оренбургского УФАС России Окшин Владимир Васильевич.

- Добрый день, Владимир Васильевич! В 2018-2019 годах в Оренбургской области активно велась работа по достижению ключевых показателей Национального плана развития конкуренции. Можно ли сказать, что она была успешной?

- Здравствуйте! В целях реализации положений Национального плана развития конкуренции было подписано соглашение о взаимодействии между Правительством Оренбургской области и Федеральной антимонопольной службой. Во исполнение Национального плана субъектом был разработан и согласован с ФАС России перечень из 35 ключевых показателей развития конкуренции, исполнение которых должно быть обеспечено к 2020 году.

Проведенный анализ исполнения субъектом ключевых показателей в 2019 году показал, что работа в этой области ведется довольно успешно. Так по сравнению с 2018 годом увеличилась доля закупок в сфере государственного и муниципального заказа, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации: в 2018 году показатель был 37,7 %, в 2019 году - 47,6 %. Доля закупок у СМСП в общем годовом стоимостном объеме закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по итогам 2018 года составляла 86,8 %, в 2019 году - 94,21%.

Кроме того, наблюдается снижение количества унитарных предприятий на территории Оренбургской области на 21 % (в 2017 году – количество ГУПов – 34, в 2018 году – 29, в 2019 году – 22).

В целях сокращения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти сотрудниками Оренбургского УФАС России неоднократно проводились рабочие совещания, в том числе с участием муниципальных образований, о необходимости создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов власти, органов местного самоуправления (внедрение антимонопольного комплаенса).

По результатам проделанной работы соответствующие документы о внедрении системы антимонопольного комплаенса приняты во всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Оренбургской области.  В результате внедрения антимонопольного комплаенса количество нарушений со стороны органов власти в сравнении с 2017 годом снизилось на 43 %.

В 2020 году работа Управления в части контроля за исполнением ключевых показателей Национального плана продолжится. Ожидаем, что они будут только улучшаться.

 

- Законодательство, как мы знаем, шагает в ногу со временем, активно трансформируется. В частности, в 2019 году вносились некоторые изменения в антимонопольное законодательство. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

 

 - Да, действительно, в антимонопольное законодательство не раз вносились изменения. Последние были внесены 27 декабря 2019 года, когда был принят Федеральный закон, вносящий изменения, касающиеся государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данные изменения устанавливают запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках за исключением ряда случаев.

То есть ГУПы и МУПы, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 8 января 2020 года, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае непринятия указанных решений или неисполнения принятых решений такие унитарные предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.  

 

- Ликвидация или реорганизация унитарных предприятий — это процесс многоэтапный и трудоемкий. Есть ли какой-то план мероприятий по реализации данной программы?

 

-  Да, ФАС России предлагает органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления при методическом содействии территориальных органов ФАС России разработать План мероприятий субъекта РФ на период до 1 января 2025 года по реформированию унитарных предприятий. Он должен быть разработан до 1 сентября 2020 года.

В План предлагается включить перечень ГУПов и МУПов, подлежащих сохранению в указанной организационно-правовой форме, перечень унитарных предприятий, подлежащих реорганизации либо ликвидации с указанием способа реорганизации, а также прогноз затрат, связанных с ликвидацией и реорганизацией.

Процесс действительно сложный, поэтому в рамках соглашений о взаимодействии, заключенных ФАС России с высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов РФ, Федеральная антимонопольная служба выражает готовность оказать консультативную помощь и предоставить разъяснения по вопросам, связанным с исполнением антимонопольного законодательства, а также принять участие в согласовании проектов Планов мероприятий.