Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Полубояровой Л.Ю.

Завершился 2019 год, пришло время подвести итоги. Сегодня о результатах деятельности Оренбургского УФАС России в сфере антимонопольного и рекламного законодательства мы поговорим с заместителем руководителя Управления Людмилой Юрьевной Полубояровой.

- Здравствуйте, Людмила Юрьевна! Если говорить об итогах работы ведомства в минувшем году в сфере антимонопольного законодательства, то какие отрицательные и положительные моменты можно отметить?

 - Добрый день! Как вы правильно заметили, когда подводятся итоги, всегда можно обозначить как положительные факты, так и отрицательные. К положительным можно отнести тот факт, что в полной мере заработал Институт предупреждения, который позволяет хозяйствующим субъектам, представителям малого и среднего бизнеса, а также органам власти устранять выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке, без возбуждения дел и соответственно избежать в последующем наложения штрафных санкций. Также отмечу, что количество выданных предупреждений в сравнении с предшествующими годами продолжает снижаться – в 2017 году эта цифра составляла 82, в 2018 году – 61 предупреждение, в 2019 – 37.

К отрицательным моментам можно отнести тот факт, что не всегда лица, в отношении которых было выдано предупреждение, стараются исполнить его в срок. Соответственно по итогам 2019 года наблюдается увеличение количества возбужденных дел (43, против 39 в 2018-ом) и установлено 22 факта нарушения Закона о защите конкуренции.

 

 - В чьих действиях чаще всего усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства, и каковы основные виды нарушений?

 

- По-прежнему наибольшее количество усмотренных признаков нарушения антимонопольного законодательства наблюдается со стороны органов власти, так из 37 предупреждений, выданных антимонопольным органом, 20 выдано органам местного самоуправления. А вот факты нарушений установлены в действиях хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на том или ином рынке.

Основными видами нарушений явились: установление монопольно высокой цены, создание препятствий для доступа на товарный рынок, заключение антиконкурентных соглашений на торгах. На рынке пассажирских перевозок были установлены факты недобросовестной конкуренции. Нарушения со стороны органов власти выразились в уклонении от проведения конкурентных процедур и предоставлении преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в сфере регулярных перевозок пассажиров автотранспортом, а также при размещении нестационарных торговых объектов и предоставлении муниципальных преференций.

 

 -  А рекламное законодательство? Изменилась ли ситуация по сравнению с 2018 годом?

 

 - К сожалению, количество возбужденных дел по признакам нарушения Закона о рекламе не уменьшается. И это, не смотря на информированность представителей бизнеса о необходимости соблюдения нормативно-правовых актов, которой способствует активная предупредительная и профилактическая работа Оренбургского УФАС России.

Так в 2019 году Управлением возбуждено 52 дела, установлено 35 фактов нарушений. В 2018 году данная цифра составляла: количество дел – 54, фактов нарушений - 36.

 

- Какие самые распространенные нарушения рекламного законодательства можно отметить?

 

- По-прежнему самыми частыми нарушениями остаются факты распространения неправомерной смс-рекламы, недостоверной информации, а также случаи нарушения действующего законодательства при распространении рекламы банковских и иных финансовых услуг (микрозаймов). Также в 2019 году были отмечены факты нарушений в сфере рекламы алкогольной продукции.

 

 - И последний вопрос: ваши пожелания в части сокращения нарушений антимонопольного и рекламного законодательства? Может быть какие-то рекомендации?

 

- Во-первых, нужно понимать необходимость исполнения выданных предупреждений в установленный срок, а также совершения действий, направленных на исполнение данного акта. Не забывать о том, что существует определенный порядок обращения в Управление с мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения. Но уточню, что антимонопольный орган вправе удовлетворить данное обращение, но не обязан.

Во-вторых, моя рекомендациям хозяйствующим субъектам и органам власти – провести работу по внедрению антимонопольного комплаенса, который позволит организовать систему внутреннего контроля деятельности на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

И в-третьих, не упускать возможность посетить публичные обсуждения правоприменительной практики Управления и задать интересующие вопросы.