О рекламе финансовых услуг, рекламном законодательстве и роли антимонопольного органа в его соблюдении

В наше время реклама финансовых услуг встречается на каждом шагу. Кредиты, микрозаймы, вклады пользуются большим спросом среди населения. Казалось бы, реклама должна помогать потребителю в выборе подходящего финансового продукта. Но зачастую происходит с точностью до наоборот – реклама вводит в заблуждение простых граждан. Что такое реклама финансовых услуг? Каким требованиям она должна соответствовать? На эти и другие вопросы ответит в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Полубоярова Людмила Юрьевна.

 

-  Добрый день, Людмила Юрьевна! Для начала давайте разберемся с терминами. Как известно, не любая информация может быть рекламой. Как понять, что перед нами именно она? 

 

- Да, Вы правы. Для признания информации рекламой она должна одновременно выполнять ряд условий. Первое - быть распространенной любым способом, в любой форме (текст, видеоролики, аудиоролики, наружные конструкции и т.д.). Во-вторых, быть адресованной неопределенному кругу лиц (то есть в рекламе отсутствует указание о конкретном лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена). И третье условие – она должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

- А финансовая услуга? Что включает в себя это понятие?

 

- Согласно Федеральному закону «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Уточню, что финансовыми эти услуги признаются только в случае, если они оказываются финансовой организацией.

 

- Какие требования предъявляются к рекламе финансовых услуг законодательством?

 

- Требования Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ устанавливают строгие ограничительные требования к сведениям, которые сообщаются в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, поскольку достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию имеет существенное значение для защиты экономических прав граждан.

Во-первых, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг обязательно должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

Второй важный момент: если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им, его погашением, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Проще говоря, человек должен четко понимать кто оказывает ему финансовую услугу, и сколько в итоге он заплатит за пользование этой финансовой услугой.

Ведь часто бывает так, что сообщаемый в рекламе процент по кредиту может быть не очень высоким, что для потребителя привлекательно. В то же время существуют дополнительные комиссии и платежи, которые увеличивают общую сумму выплат в два, а иногда и в три раза, но о которых в рекламе не сообщается. Это могут быть комиссионные выплаты, плата за обслуживание, ведение счета, любые платежи, которые взимаются за проведение операций по счету и т.д. То есть потребитель обманывается в своих ожиданиях, поскольку кредитная организация изначально дала неполную информацию.

 

- А если речь идет о вкладах? Реклама часто «обещает» по ним очень высокий доход, что далеко не всегда соответствует действительности.

 

- Рекламным законодательством также регламентируется, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений, в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая доходность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Допустимо сообщать только о тех показателях доходности, которые могут быть определены на момент заключения соответствующего договора, и, следовательно, должны подтверждаться документально.

Гарантируя эффективность деятельности и доходность вложений или обещая ее в будущем при рекламировании финансовых услуг, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение, поскольку результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

 

- Какова роль антимонопольного органа в соблюдении рекламного законодательства?

 

- Цель деятельности антимонопольного органа в сфере законодательства о рекламе - это выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства о рекламе.  

Выявление нарушений происходит различными способами: это и плановые/внеплановые проверки деятельности хозяйствующих субъектов, и регулярные проверки рекламы, распространяемой на подведомственной территории, и рассмотрение поступивших обращений от юридических и физических лиц, ИП, государственных и правоохранительных органов.

В случае выявления признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, антимонопольным органом возбуждается дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламодателей, рекламораспространителей.

Если реклама признается ненадлежащей, выдается предписание о прекращении нарушения, а материалы дела передаются уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для принятия решения о возбуждении административного дела и применении мер административного реагирования к виновным лицам.

 

- Проводятся ли антимонопольным органом какие-либо мероприятия с целью информирования заинтересованных лиц о требованиях рекламного законодательства?

 

В целях предупреждения нарушений рекламного законодательства Оренбургское УФАС России регулярно проводит мероприятия в формате публичных обсуждений, направленные на информирование жителей Оренбургской области, в т.ч., рекламодателей и рекламораспространителей, о требованиях и ограничениях, предъявляемых к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, что способствует развитию правовой грамотности представителей бизнес-сообщества и всего населения в целом.

 

-Спасибо!