И снова о реформе унитарных предприятий

Мы уже не раз писали о принятом Федеральном законе №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», который устанавливает запрет на деятельность и создание унитарных предприятий на конкурентных рынках. Подробнее о его положениях поговорим с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Л.Ю. Полубояровой.

 

- Здравствуйте, Людмила Юрьевна! Мы уже знаем, что в нашей стране наступил новый этап реформы унитарных предприятий. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Начнем с терминологии. Что такое унитарное предприятие?  Это предприятие, которое использует для своей деятельности государственную или муниципальную собственность. Мы все их знаем – это ГУПы и МУПы, казенные предприятия.

Мы хорошо помним времена, когда все предприятия были государственными. Постепенно они преобразовывались в частные. В течение всего этого времени антимонопольной орган отслеживал ситуацию на рынке.

 Напомню, что 21 декабря 2017 года Указом Президента был утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018 - 2020 годы, в котором предусматривалось принятие мер, направленных на ограничение присутствия унитарных предприятий на конкурентных рынках.

А 27 декабря 2019 года был принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон), который вступил в силу 08 января 2020 года и положил начало новому этапу реформы унитарных предприятий.

 

- В чем суть данного этапа реформы?

- Вышеуказанный Закон вводит ограничение деятельности, а также запрет на создание унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность на конкурентных рынках.

Контроль за реализацией данных ограничений возложен на антимонопольный орган.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо предпринять меры по реорганизации либо ликвидации унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках в срок до 01 января 2025 года.

Законом предусмотрен общий запрет на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, за исключением закрытого перечня исключений.

Так, допускается создание унитарного предприятия в целях обеспечения деятельности федеральных органов власти в оборонной сфере, осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, осуществления деятельности за пределами территории РФ, обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, для обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящегося исключительно в федеральной собственности. Унитарные предприятия также можно создавать в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ.

Помимо этого, по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ Правительство вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия при необходимости устранения последствий ЧС и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Этим же Законом установлен запрет на изменение видов деятельности унитарных предприятий путем его дополнения таким образом, чтобы его деятельность допускалась на конкурентных рынках.

Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год.

 

-   А что делать со «старыми» (уже созданными) предприятиями?

- Законом допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции, в том случае, если его выручка не превышает десяти процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Если унитарное предприятие осуществляет свою деятельность на конкурентных рынках и не подпадает под перечень исключений, о котором говорилось ранее, то оно подлежит ликвидации, если на монопольных и конкурентных – то возможна реорганизация.

Так, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение, в акционерное общество, либо в общество с ограниченной ответственностью.

Отмечу, что ГУПы и МУПы, которые созданы до дня вступления в силу данного Закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в РФ, находящихся в условиях конкуренции (за исключением случаев, предусмотренных Законом № 135-ФЗ), в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации либо реорганизации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

 

- Все ли предприятия ликвидируют?

-Реформированию не подлежат муниципальные унитарные предприятия, которые подпадают под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, предприятия, осуществляющие   деятельность в сферах естественных монополий, таких как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической энергии; услуги по передаче тепловой энергии;  водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и другие.

 

- Что делать работникам унитарных предприятий?

- Прежде всего – владеть информацией. Естественно, не впадать в панику. На реформу отведен достаточно большой срок – 5лет.

Но, поскольку реорганизация – процесс не быстрый, ФАС России поручила территориальным органам обеспечить подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до 01 июля текущего года плана мероприятий субъекта Российской Федерации по реформированию государственных (региональных) и муниципальных унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года.

 Данный План будет включать в себя перечень ГУПов и МУПов, подлежащих сохранению с указанием оснований, соответствующих Закону №485-ФЗ, перечень унитарных предприятий, подлежащих реорганизации либо ликвидации, а также прогноз затрат, связанных с реорганизацией либо ликвидацией унитарных предприятий.

Уточню, что в рамках соглашений о взаимодействии, заключенных ФАС России с высшими исполнительными органами государственной власти всех субъектов РФ, Федеральная антимонопольная служба выражает готовность оказать консультативную помощь и предоставить разъяснения по вопросам, связанным с исполнением антимонопольного законодательства, а также принять участие в согласовании проектов Планов мероприятий.

 

- Спасибо!