Актуально: государственные преференции как мера поддержки бизнеса
В настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации становится все более актуальной тема государственных мер поддержки бизнеса. Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Полубоярова Людмила Юрьевна расскажет в нашем интервью об одной из таких мер, а именно – о государственных преференциях.
- Здравствуйте, Людмила Юрьевна! Что же такое государственные преференции?
- Добрый день!
Предоставление преференций является одной из мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которая присутствует в нашем законодательстве довольно давно.
Если говорить простым языком, то государственная или муниципальная преференция представляет собой предоставление органами власти льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на рынке, путем передачи государственного или муниципального имущества и иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Правда, преференции могут быть предоставлены не во всех случаях. Есть некоторые ограничения.
- В каких сферах могут быть предоставлены государственные преференции?
- Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях: производства сельскохозяйственной продукции, развития образования и науки, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, развития физической культуры и спорта, социального обеспечения населения, охраны труда, охраны здоровья граждан, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Каков механизм предоставления государственных преференций и какова в нем роль антимонопольного органа?
- Механизм предоставления преференций довольно прост. При наличии необходимости получения государственного или муниципального имущества без обязательных конкурсных процедур, муниципальных гарантий, у хозяйствующих субъектов имеется возможность обратиться в государственный орган или муниципалитет с заявлением о предоставлении преференции и соответствующим пакетом документов.
При этом отмечу, что поддержание органами власти хозяйствующих субъектов путем предоставления преференций не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, поэтому предоставление государственных или муниципальных преференций осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, что прямо предусмотрено статьями 19-21 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, антимонопольный орган принимает решение о согласовании предоставления государственной или муниципальной преференции при одновременном соблюдении двух условий: государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, о которых мы говорили выше, и ее предоставление не приведет к устранению или недопущению конкуренции.
- В последнее время законодательство стремительно меняется, так сказать, подстраивается под реалии сегодняшнего дня. Есть ли какие-либо изменения в этой сфере?
- Да, в настоящее время механизм предоставления преференций претерпел некоторую трансформацию.
Так, по инициативе ФАС России вводится новый, сокращенный, срок рассмотрения документов в антимонопольном органе. Теперь срок составляет 20 дней, вместо 30, как было ранее.
Помимо этого, вводится 30-дневный мораторий на вступление в силу решения антимонопольного органа о предоставлении преференции.
Также, с целью повышения «прозрачности» процедуры предоставления государственной преференции вводится еще одно новшество: при поступлении заявления на ее предоставление, информация об этом подлежит немедленному опубликованию на официальном сайте антимонопольного органа.
- Спасибо!