Памятка потребителю: реклама по сетям электросвязи

Безусловно, реклама в современном мире играет значимую роль. Она вносит свой вклад в развитие экономики, обеспечивает эффективное продвижение новых товаров и сопутствующих в их эксплуатации услуг. Однако в ряде случаев реклама может стать настоящей «головной болью» для потребителей. Речь идет о постоянно атакующих наши мобильные телефоны рекламных смс-сообщениях и звонках, которые зачастую поступают нам без нашего согласия.

Что в таком случае важно знать потребителю и как бороться с нежелательными смс-сообщениями и звонками расскажет заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Юрьевна Полубоярова.

 

- Здравствуйте, Людмила Юрьевна! Является ли распространение среди абонентов рекламных звонков и смс-рекламы нарушением законодательства о рекламе?

 

- Добрый день! Само по себе распространение рекламы среди абонентов посредством звонков и смс-сообщений нарушением действующего законодательства конечно не является, однако, часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ строго регламентирует, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение.

Поэтому рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом, согласие абонента должно быть выражено таким образом, чтобы можно было однозначно абонента идентифицировать. В противном случае это будет являться нарушением указанного требования.

Уточню, что в указанной норме закона приводится определенный перечень видов электросвязи – телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, однако данный перечень не является закрытым, соответственно, ее положения распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи, в том числе - по сети Интернет.

 

 - Каким образом потребитель может дать свое согласие на получение рекламы?

 

- Потребитель может дать свое согласие различными способами: при заполнении анкеты на получение какой-либо дисконтной карты в магазине, карты лояльности, либо потребителем может быть заполнено согласие или анкета на сайте в сети Интернет.

Помимо этого, согласие потребителя на получение любой рекламной информации может быть получено поставщиком услуг связи при заключении абонентского договора. Именно поэтому потребителю необходимо внимательно ознакомиться со всеми разделами договора, прежде чем его подписать. В случае несогласия на получение информации рекламного характера следует это обозначить в соответствующем поле документа.

 

- То есть при приобретении абонентского номера у оператора связи клиент чаще всего автоматически дает свое согласие на рекламу?

 

- В некоторых договорах на оказание услуг оператора связи присутствует пункт «согласие на получение рекламы, в том числе от третьих лиц». То есть, фактически, согласие будет дано автоматически при подписании такого договора.

При этом отмечу, что в большинстве случаев оператор, по сути - поставщик услуг связи, только обеспечивает подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, то есть рекламораспространителем не является. Однако, он может предоставить свою базу абонентов третьему лицу - рекламораспространителю для смс-рассылки.

 

-  Как быть, если сначала гражданин дал согласие, а потом захотел его отозвать? Предусмотрена такая возможность?

 

- Безусловно. Законом о рекламе такая возможность предусмотрена. Потребителю необходимо обратиться к рекламораспространителю с требованием прекратить рекламную рассылку, причем лучше оформить его в виде письменного заявления. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с требованием прекратить распространение информации рекламного характера.

 

- Куда обращаться потребителю, если ему поступают звонки или смс-сообщения, содержащие рекламу, без его предварительного согласия?

 

- В таком случае гражданин может обратится в антимонопольный орган, при этом предоставив сведения, которые позволят установить является ли распространяемая информация рекламой и имеются ли в ней признаки нарушения рекламного законодательства. Это может быть скриншот смс-сообщения или аудиозапись звонка, например. Помимо этого, физическое лицо должно выразить письменное согласие на раскрытие тайны связи. Это позволит антимонопольному органу запросить необходимую для установления факта нарушения рекламного законодательства информацию у оператора связи.

Обращаю внимание, что при подаче такого обращения гражданин не должен доказывать, что не давал согласия на получение рекламы. Обязанность по приведению доказательств о наличии согласия абонента на получение рекламы Законом возложена на рекламораспространителя. В случае, если он не докажет, что согласие абонента было получено, реклама может быть признана ненадлежащей, а к рекламораспространителю могут быть применены санкции в соответствии с КоАП РФ.

 

- Спасибо!