Интервью: Национальный режим при проведении закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

Так, при осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым или оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

Подробнее о понятии национального режима поговорим с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Быховцом Игорем Анатольевичем.

 

- Добрый день, Игорь Анатольевич! Что такое «национальный режим» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг и в чем суть данного понятия?

 

- Здравствуйте! О том, что такое национальный режим, нам рассказывает статья 14 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе». В случае, когда заказчики осуществляют закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), происходящие из иностранных государств, к ним применяется национальный режим на равных условиях с ТРУ, которые поставляются и оказываются российскими организациями.

Национальный режим используется в целях защиты определенных групп товаров, произведенных в странах – членах ЕАЭС от иностранных аналогов. В целях реализации такой защиты Правительство РФ издает различные нормативно-правовые акты, направленные на продвижение отечественной продукции.

 

- Посредством каких мер реализуется национальный режим?

 

- Это могут быть запреты на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран. Данные запреты установлены тремя Постановлениями Правительства РФ. Следующая мера – это введение ограничения на закупку иностранных товаров – в данном случае действуют пять Постановлений Правительства РФ. Условия же допуска иностранных товаров на рынок госзакупок регулируются Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018г. №126н.

 

- Каков порядок установления ограничения и запретов в рамках национального режима?

 

- Как отмечалось ранее, применение национального режима при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ регулирует Правительство РФ. Для того, чтобы понять, подпадает ли объект закупки под обязательство установления ограничений или запретов, Заказчику необходимо проверить по коду ОКПД2 (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) или по наименованию продукции соответствующий реестр. Реестр всегда является приложением к устанавливающим такое ограничение или запрет нормативно-правовому акту. Если заказчик совершит ошибку в кодировке и установит национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, антимонопольный орган вправе расценить это как необоснованное применение запретов и ограничений.

 

- Посредством каких механизмов работают запреты и ограничения в рамках национального режима?

 

- Сначала поговорим о запретах. Возьмем для примера Постановление Правительства №616*. Если продукция подпадает под действие данного запрета, то заказчику придется отклонить все заявки, у которых страна происхождения товара не является членом ЕЭС. Все исключения, когда национальный режим применять не нужно, указаны в части 3 Постановления. Чаще всего запрет не применяется тогда, когда закупаемые товары работы и услуги не производятся в РФ и странах ЕАЭС. Важный момент – если применяется постановление, устанавливающее запрет на поставку товара, то никакие другие постановления в соответствии с национальным режимом на такую закупку уже не будут распространяться, и устанавливать их не нужно.

Механизм ограничения работает по правилу «третий лишний». Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки с товаром из РФ или ЕАЭС. Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

 В качестве примера условия допуска можно привести Приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018г. №126н. В соответствии с этим приказом заявки вообще не нужно отклонять. Участники, предложившие к поставке товар, произведенный в странах — членах ЕЭС, имеют ценовые преференции перед остальными участниками — с ними будет заключен контракт по цене, которую они предложили. Например, в аукционе участвует товар из России и Австралии. Если побеждает Россия, то контракт заключается по цене, предложенной таким участником. Если побеждает Австралия, то от цены, предложенной таким участником, необходимо отнять еще 15%. Если в аукционе не было товара, произведенного в странах - членах ЕЭС, то снижать цену победителя на 15% не нужно.

 

- Как подтвердить, что предлагаемый к поставке товар произведен на территории стран ЕАЭС?

 

- Основным документом, подтверждающим страну происхождения товара, является сертификат СТ-1. Под происхождением понимается производство или переработка продукции на территории РФ либо в странах ЕАЭС. При этом, важной особенностью является то, что данный документ предназначается только для одной партии товара.

 

- Спасибо!

 

*Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»