Итоги работы Оренбургского УФАС России в сфере антимонопольного и рекламного законодательства за 2020 год

В Управлении федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области прошла пресс-конференция по результатам работы в 2020 году в сфере антимонопольного и рекламного законодательства. Встречу с журналистами провели руководитель Оренбургского УФАС России Владимир Окшин и заместитель руководителя Людмила Полубоярова.

 

В 2020 году наблюдается некоторое снижение количества поступивших заявлений и обращений по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе.

Так общее количество обращений в отчетном периоде составило 345, в 2019 году данная цифра составляла 454 заявлений. Большее их количество поступило на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, а также на действия органов власти, органов местного самоуправления (наиболее частые виды нарушений по мнению заявителей выражались в необоснованном отказе от заключения договора, навязывании невыгодных условий договора, установление монопольной высокой цены товара, со стороны органов власти - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов).

Итоги работы управления в 2020 году наглядно демонстрируют, что в полной мере заработал институт предупреждения, который позволяет хозяйствующим субъектам, представителям малого и среднего бизнеса, а также органам власти устранять выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке, без возбуждения дел и соответственно избежать в последующем наложения штрафных санкций.

Так, количество выданных предупреждений как в адрес хозяйствующих субъектов, так и органов власти начиная с 2017 года снижается, доля исполненных предупреждений остается по-прежнему высокой и составляет 80-83%, что, несомненно, является положительным моментом и подтверждает эффективность предупредительной меры.

Не раз мы говорили о ключевых показателях Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента еще в 2017 году, среди которых в качестве основного выступает снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза в сравнении с 2017 годом. Данный показатель должен быть достигнут к 2020 году.

Говоря о ситуации в нашем субъекте, отметим, что начиная с 2017 года и наблюдается реальное сокращение количества нарушений – в 2017 – 74, в 2018 - 51, 2019 год – 31 и в 2020 году кол-во нарушений со стороны органов власти составило 25.

Что касается количества возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, то по итогам 2020 года их число составляет –39 дел, количество установленных фактов нарушений антимонопольного законодательства составляет 29. Данная цифра учитывает те дела, по итогам рассмотрения которых приняты окончательные решения.

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов выявлены на рынках поставки инертных материалов, предоставления финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, охранных услуг, реализации муниципального имущества, поставки расходных материалов медицинского назначения, межмуниципальных перевозок и других.

Ярким примером установленного факта нарушения в части ведения недобросовестной конкуренции может служить дело, возбужденное в отношении КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» по обращению жительницы г. Оренбурга, которая была введена в заблуждение цветовым оформлением вывески и офиса кооператива и была убеждена, что обслуживается в ПАО «Сбербанк».

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией Управления установлено, что ответчик, являясь конкурентом ПАО «Сбербанк» на рынке привлечения и размещения денежных средств, использовал в оформлении вывески, офиса, сайта, рекламных баннеров обозначения, сходные в отдельных композиционных составляющих с товарными знаками, правообладателем которых является ПАО «Сбербанк» и схожую цветовую гамму.

Своими действиями кооператив мог способствовать ошибочному выбору потребителей финансовых услуг, а также негативно повлиять на деловую репутацию ПАО «Сбербанк» в случае оказания услуг ненадлежащего качества.

Проанализировав все обстоятельства, комиссия управления установила в действиях ответчика факт нарушения требований ч.1, ч.2 ст.14.6 Закона о защите конкуренции. В настоящий момент возбуждено административное делопроизводство в отношении юридического и должностного лица КПК.

Если говорить о нарушениях рекламного законодательства, то на действия рекламодателей и рекламораспространителей в 2020 году в антимонопольный орган поступило 88 заявлений, в прошлом периоде цифра составляла 140 заявлений и обращений.

Было возбуждено 33 дела по признакам нарушения требований закона «О рекламе», установлено 26 фактов нарушений. В 2019 года данная цифра составляла 52 и 35 соответственно.

Самыми распространенными нарушениями остаются факты распространения неправомерной смс-рекламы, а также недостоверной информации при рекламировании банковских и иных финансовых услуг (микрозаймов).

Показательным примером служит дело, возбужденное в отношении КПК «Надежные сбережения» по факту нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе» путем размещения рекламы в газете «Вечерний Оренбург», содержащей информацию о проверке деятельности КПК Центральным Банком.

В ходе изучения материалов дела, в том числе – представленной по запросу Управления позиции Главного управления ЦБ РФ в отношении вышеуказанного Кооператива, Комиссия антимонопольного органа установила, что Банк России не проводит проверок деятельности КПК «Надежные сбережения», а также не осуществляет надзор за соблюдением Кооперативом законодательства о кредитной кооперации. То есть, фактически, реклама в газете «Вечерний Оренбург» была недостоверной и могла сформировать у потенциальных потребителей его услуг мнение о повышенной финансовой устойчивости КПК «Надежные сбережения» в сравнении с другими финансовыми организациями, а также о повышенной гарантии сохранности денежных средств.

Комиссией Управления рассматриваемая реклама признана ненадлежащей и нарушающей положения действующего рекламного законодательства. Ответчику было выдано предписание об устранении нарушения, которое было исполнено в установленный срок.

По результатам рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении КПК «Надежные Сбережения», административный штраф был заменен на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Если говорить о статистике рассмотрения административных дел, то в отчетном периоде Оренбургским УФАС России возбуждено 564 дела, установлено 472 факта административного правонарушения, в 26-ти случаях, с учетом требований положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Количество постановлений о наложении штрафа, выданных в 2020 году составило – 446 на общую сумму 19 504 444,0 рубля.

В отчетном периоде было исполнено 455 постановлений, что составляет 96,4 % от общего числа. Сумма уплаченного штрафа в 2020 году составила 6 504 700,0 рублей.

Говоря о работе Управления нельзя не отметить показатель результативности антимонопольного органа, связанный с обжалованием в судах различных инстанций решений и предписаний антимонопольного органа.

Практика оспаривания в судебном порядке решений и постановлений антимонопольного органа показывает, что в 2020 году из 978 решений, предписаний, предупреждений и постановлений Оренбургского УФАС России признано судом недействительными частично или в полном объеме – 15 (что составляет 1,5 % от общего числа).

В завершение, отметим, что работа антимонопольного органа в 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекцией велась в режиме ограниченного посещения и пропуска посетителей в Управление.

Был введен дистанционный режим рассмотрения жалоб и заседаний комиссий по возбужденным делам с использованием системы видеоконференцсвязи, без очного участия представителей заинтересованных сторон.

Тем не менее, такая практика проведения заседаний зарекомендовала себя только с положительной стороны. И на сегодняшний момент режим видеоконференцсвязи останется приоритетной формой проведения заседаний Комиссий по рассмотрению жалоб, комиссионных и административных дел.