В Оренбургском УФАС России подвели итоги 2020 года в сфере закупок

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс-конференция по итогам работы в 2020 году в сфере законодательства о закупках и контрактной системе. Встречу с журналистами провел заместитель руководителя Управления Игорь Быховец.

 

По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере осуществления закупок, в Оренбургское УФАС России в 2020 г. поступило 875 жалоб от участников закупок на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии. Статистика за 2020 год свидетельствует о снижении количества поданных жалоб по сравнению с 2019 годом (1300 жалоб).  Данное обстоятельство, по мнению Оренбургского УФАС России, связано с пандемией COVID-19, когда закупочная деятельность приостанавливалась или существенно замедлялась.

Наибольшее количество жалоб поступило на действия муниципальных заказчиков – 533 (в 2019 году – 733). На действия областных заказчиков было подано – 276 жалоб (в 2019 году- 455 жалоб). На действия федеральных заказчиков было подано 66 жалоб (в 2019 г. - 112 жалоб). 

 Анализ принятых к рассмотрению жалоб показывает, что наибольшее количество обоснованных жалоб приходится на долю федеральных заказчиков – порядка 50% (в 2019 году аналогичная ситуация). Существенно снизилось количество жалоб, признаваемых обоснованными на действия муниципальных заказчиков - 17 % (в 2019 году было признано обоснованными – 39 % жалоб) и    увеличилось количество жалоб признаваемых обоснованными, поступившие  на действия областных заказчиков – 29 %  (в 2019 году – 24 %).  

  Основная часть жалоб, признанных обоснованными, касалась вопросов обжалования требований: к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам закупки (в связи с вступившими изменениями в законодательство о контрактной системе). Также обжаловались действия заказчиков, связанные с не размещением соответствующей информации в ЕИС и отказом в допуске к участию в закупке. 

 Также Оренбургское УФАС России отмечает рост количества жалоб на действия муниципальных заказчиков при проведении последними аукционов на зимнее содержание дорог, которые были признаны обоснованными. 

Например, 09.11.2020 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Атлантикпро» на действия администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на «Зимнее содержание дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа» (номер извещения №0153300088820000071), из доводов которой следовало, что Заказчиком нарушаются положения ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку не установлены дополнительные требования к участникам  закупки, а именно: наличие у него соответствующего опыта, позволяющего выполнять работы, являющихся предметом аукциона. При этом начальная (максимальная) цена контракта составила 9 860 654,00 рублей. В то время как уже при превышении цены контракта в 5 млн. рублей необходимо требовать наличие опыта выполнения работ. 

Победителем аукциона стал участник, который не подтвердил наличие опыта выполнения работ в данной сфере. Заказчику было выдано предписание об отмене закупки, что в итоге привело к затягиванию заключения столь необходимого для муниципального образования контракта.

 Еще одним направлением деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 

  В 2020 году поступило 217 подобных обращений заказчиков (в 2019 году -    260).  

  При этом, срыв поставок в рамках проведенных заказчиками закупок, происходил по разным предметам — это и поставка продуктов питания для медицинских, образовательных учреждений, выполнение ремонтных работ, оказание образовательных услуг и др.

  Среди причин, повлекших не подписание контракта, участником закупки указывались - неисправность компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись, отсутствие лица, ответственного за подписание контракта на рабочем месте, задержка в предоставлении банком банковской гарантии, подтверждающей обеспечение исполнения контракта и др. В 31 случае из 108 обращений Оренбургское УФАС России, посчитало приведенные доводы «уклонистов» неубедительными и приняла решение о включении их в РНП.  

Между тем значительная доля решений о включении в РНП (58 из 108) приходится на случаи одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контрактов. При этом подрядчики зачастую необоснованно оправдывали неисполнение контрактов пандемией COVID-19.

В качестве примера приведем обращение ГБУ УКС Оренбургской области о включении в РНП ИП Б. в связи с неисполнением семи контрактов на поставку медицинского оборудования для оснащения построенного Онкологический диспансера в г.Орске. Общая НМЦК превысила 11 млн. рублей. Доводов и доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения контрактов, ИП Б. не представлено. Сведения о данном предпринимателе включены в РНП на два года.

Помимо указанного, в рамках предоставленных полномочий, Оренбургским УФАС России проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе.

Так, в 2020 году Оренбургским УФАС России проведено 73 таких проверки (в 2019 году 57). 

Под особый контроль ФАС России и ее территориальными органами взяты закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемых в рамках национальных проектов.

Так, в 2020 году Оренбургским УФАС России было проведено 178 контрольных мероприятий в данной сфере (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб и проведение внеплановых проверок).

  Наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в раках национального проекта «Жилье и городская среда» (75). Именно здесь, было выявлено наибольшее количество закупок с нарушением (16).

 За нарушения требований законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность. В 2020 году Оренбургским УФАС России рассмотрело 311 административных дел (в 2019 году – 347) в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках. В 263 случае (в 2019 году – 301) административные дела закончились наложением штрафа на лиц, допустивших нарушение. Общая сумма наложенного штрафа в 2020 году составила 3 922 200 руб. ( в 2019 г. - 3 828 643 руб. Взыскано штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе в 2020 г. на сумму 4 201 000 руб. (в 2019 году на сумму 3 334 602 руб. )

 Наибольшее количество административных правонарушений приходится на утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе – 120. Снизилось в сравнении с 2019 г. количество лиц, привлеченных к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ (нарушение заказчиками обязательств по срокам оплаты контракта) – 27 (в 2019 году – 38). Однако следует учесть, что снижение количества возбужденных административных дел по названной статье, по мнению Оренбургского УФАС России, может быть продиктовано не столько соблюдением заказчиками сроков оплаты контрактов, а сколько перераспределением финансирования в связи с пандемией COVID-19.  При этом более чем в два раза увеличилось количество возбужденных административных дел, связанных с нарушением сроков размещения информации (о заключенных и исполненных контрактах) в ЕИС (в 2020 г.  – 64 постановления, в 2019 году – 30).

В целях контроля действий заказчиков – хозяйствующих субъектов, осуществляющих закупки в рамках Закона №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", антимонопольным органом в 2020 году в порядке ст. 18.1 рассмотрено 97 жалоб, против 83 в 2019 году. Из общего количества рассмотренных жалоб обоснованными признано менее 40%. Помимо этого, наблюдается увеличение количества обращений заказчиков о включении в РНП поставщиков, признанных уклонившимися от заключения контрактов.

Основными видами нарушений, выявленных при организации и проведении торгов в рамках Закона №223-ФЗ, являются: установление в документации требований, не предусмотренных законом, нарушение процедуры торгов, нарушение порядка определения победителя торгов, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе и другие.

 В заключение отметим, что нарушениям в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд уделяется особое внимание. В связи с чем, созданию эффективной системы контроля в указанной сфере способствует активное взаимодействие с правоохранительными органами, которое обеспечивается путем участия в рабочих группах, обменом информацией о выявленных нарушениях.