Новое в рекламном законодательстве: реклама табачной и никотинсодержащей продукции

Не так давно были внесены значительные изменения в законодательство РФ, касающиеся оборота табака, табачной и никотинсодержащей продукции и прочих принадлежностей к ним. Как следствие, изменения затронули и Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе». Сегодня поговорим об этом подробнее с заместителем руководителя Управления Людмилой Полубояровой.

 

- Здравствуйте, Людмила Юрьевна! Расскажите, пожалуйста, какие конкретно изменения были внесены в Закон о рекламе, чего они коснулись?

 - Добрый день! Как вы правильно заметили, действительно, 28 января 2021г. вступили в силу изменения в ФЗ «О рекламе», касающиеся рекламы табака и табачной продукции.

Суть данных изменений - к действующему в настоящее время запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, также добавился запрет на рекламу таких товаров как:

 1. Устройства для потребления никотинсодержащей продукции (к примеру, различные устройства, используемые в качестве "электронных сигарет" для доставки никотина или нагревания табака, сюда можно отнести довольно популярный в последнее время IQOS-айкос);

2. Никотиносодержащая продукция (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи, порошки, смеси для жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу).

Кроме того, внесены изменения, касающиеся запрета демонстрации процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции в рекламе.

 

- А в случае установления фактов нарушений при рекламировании табачной и никотинсодержащей продукции, кто будет нести за это ответственность?

- Ответственность дифференцируется в зависимости от нарушенной статьи. Так, если мы говорим о нарушении запрета демонстрации процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, то ответственность несет рекламодатель.

За нарушение запрета на рекламу табака в целом, ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В рамках административной ответственности за нарушение указанных требований, законом предусмотрены штрафы: для юридических лиц в размере от 100 до 600 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей и для физических лиц – от 3 до 4 тысяч рублей.

 

 - Скажите, сейчас Оренбургским УФАС России рассматриваются заявления, связанные с нарушением требований к рекламе табака? Может быть, уже возбуждены дела?

- Специалисты управления еженедельно проводят мониторинг распространяемой рекламы на территории г. Оренбурга. В рамках указанных контрольных мероприятий был выявлен ряд признаков нарушения требований рекламного законодательства в части рекламы табака и табачной продукции. Данные материалы находятся сейчас в стадии правового анализа, решается вопрос о возбуждении комиссионных дел.

 

- И последний вопрос: ваши рекомендации рекламодателям и рекламораспространителям? Как не допустить нарушение и, соответственно, не быть привлеченным за это к ответственности?

 - Рекомендация, наверное, может быть здесь только одна: прежде всего, изучить новые требования к рекламе. Затем проанализировать свои рекламные конструкции, и в случае, если вы посчитаете, что их содержание не соответствует действующим нормам закона, устранить нарушение самостоятельно, не дожидаясь санкций со стороны контролирующих органов.

 

- Спасибо!