Интервью: контроль закупок в рамках национальных проектов. Практика Оренбургского УФАС России

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Очевидно, что процедуры, связанные с освоением направляемых на реализацию национальных проектов бюджетных средств, должны осуществляться одновременно с организацией действенного контроля в данной сфере. Полномочия по контролю проведения закупок в рамках нацпроектов возложены на ФАС России и ее территориальные органы и регламентируются Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

О практике Оренбургского УФАС России в указанной сфере расскажет в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Игорь Быховец.

 

- Добрый день, Игорь Анатольевич! Расскажите, пожалуйста, с чем связано усиление контроля за проведением закупок в рамках национальных проектов со стороны антимонопольного органа?  

 

- Здравствуйте! Не секрет, что национальные проекты предусматривают внушительное государственное финансирование. Именно поэтому закупки в рамках нацпроектов должны реализовываться на принципах конкуренции, в противном случае, они не дадут положительного эффекта ни для экономики страны ни для ее граждан.

 На сегодняшний момент закупки, проводимые в рамках национальных проектов, стоят на особом контроле в Правительстве Российской Федерации, а также в ФАС России. Ежеквартально Оренбургское УФАС России предоставляет сведения о таких закупках в Центральный аппарат ФАС России и в Аппарат Губернатора Оренбургской области.

Управлением на постоянной основе проводятся внеплановые проверки по государственным контрактам, заключаемым в рамках нацпроектов, а также рассматриваются жалобы граждан и организаций по закупкам, проводимым в рамках национальных проектов.

 

- Что показывает практика проверок Оренбургским УФАС России закупок в рамках национальных проектов?

 

-   Если говорить о статистике, то в 2020 году Оренбургским УФАС России было проведено 178 контрольных мероприятий в данной сфере (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб и проведение внеплановых проверок). В 30 закупках были выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе. Заказчикам было выдано 13 предписаний, рассмотрено 31 административное дело.

  Отмечу, что наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в раках национального проекта «Жилье и городская среда». Именно здесь было выявлено наибольшее количество закупок с нарушениями.

Так, в ноябре прошлого года администрацией одного из муниципальных образований области был проведен аукцион на разработку проектно-сметной документации по благоустройству городской площади в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», но так как Заказчиком  при формировании документации были допущены нарушения в части не установления требований к объекту закупки в техническом задании, данная закупка была отменена.

Помимо этого, антимонопольным органом в отчетном периоде было рассмотрено 13 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, выполняющих контракты, заключенные в рамках национальных проектов. Из них наибольшее количество включенных в РНП - участники по контрактам в рамках национального проекта «Образование».

 

 - А если говорить о показателях за текущий период? Какая работа в части контроля закупок в рамках нацпроектов проведена управлением в 2021 году?

 

- Что касается статистки 2021 года, то антимонопольным органом уже проведены 22 внеплановые проверки, рассмотрено около 15 жалоб на закупки в рамках нацпроектов, по 17 административным делам вынесены постановления о наложении штрафов.

При этом, отмечу, что с наступлением весенне-летнего сезона количество жалоб по закупкам в рамках нацпроектов увеличивается, так как до заказчиков доводятся лимиты денежных средств, и они начинают их осваивать. В данный период в основном проводят закупки, направленные на обустройство территорий и строительство объектов.

На сегодняшний день большее количество закупок с нарушениями выявлено в рамках национального проекта «Экология». Так, например, муниципальным образованием Оренбургской области был проведен аукцион на реконструкцию водозаборной скважины с НМЦК – 13,5 млн. рублей. Оренбургским УФАС России по этому аукциону было выявлено нарушение в части не установления обязательного дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.

 

- Какие именно нарушения законодательства допускают чаще всего заказчики при формировании закупок, проводимых в рамках национальных проектов?

 

- При рассмотрении жалоб на закупки в рамках национальных проектов чаще всего встречаются следующие нарушения: не установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных работ, неправомерный отказ в допуске участников закупки. Помимо этого, заказчики зачастую с нарушениями устанавливают требования к поставляемым товарам в техническом задании, а также требования к составу заявок. Часто сталкиваемся также с нарушением заказчиками положений ст. 66 Закона о контрактной системе - данную статью часто применяют в старой редакции Закона.

 

- Спасибо!