Оренбургское УФАС России подвело итоги работы за 9 месяцев текущего года в сфере антимонопольного и рекламного законодательства

Сегодня, 14 октября 2021 года, в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс-конференция с участием руководителя Управления Владимира Окшина и заместителя руководителя Управления Людмилы Полубояровой.

Владимир Окшин открыл мероприятие, напомнив присутствующим о разработаном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 – 2025 годы, уточнив, что мероприятия, заложенные в его основу, направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.

Более подробно раскрыла начатую тему Людмила Полубоярова, обозначив основные ключевые показатели и приоритетные направления нового Нацплана.

Так, одним из ключевых его показателей определена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, которая в 2025 году должна составить не менее 25 млн человек. А в качестве приоритетных направлений для развития конкуренции обозначены агропромышленный комплекс, сферы информационных технологий, энергетики, обращения твердых коммунальных отходов, природных ресурсов, строительства, транспорта, образования, здравоохранения, финансовых рынков, торговли и другие.

«Оренбургским УФАС России ведется совместная работа с Министерством экономического развития, которое является Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Оренбургской области в части подготовки проекта Дорожной карты развития конкуренции в субъекте и буквально завтра состоится заседание Общественного совета при Оренбургском УФАС России, где, в том числе, будут обсуждаться положения Национального плана», - уточнила Людмила Юрьевна.

Далее журналистам был представлен обзор по итоговым показателям работы Управления за 9 месяцев текущего года.

По словам Людмилы Полубояровой, продолжает показывать свою эффективность введенный институт выдачи предупреждений до возбуждения дел – постепенно уменьшается количество установленных нарушений и административных дел.

  Так управлением в рассматриваемом периоде выдано 8 предупреждений. В большинстве случаев их получали представили органов власти и хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, а также представители бизнеса в части ведения недобросовестной конкуренции. 

Большинство предупреждений, выданных органам власти, было связано с необходимостью приведения в соответствие так называемого документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа, который предусматривает порядок изменений, утверждения, отмены конкретных маршрутов.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, устанавливались, например, при необоснованном отказе в заключении договора.

В рассматриваемом периоде возбуждено 25 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и установлено 8 фактов нарушения. В стадии рассмотрения из общего количества возбужденных находятся 11.

В качестве примера рассмотренных дел можно привести дело, возбужденное в отношении МКП «Теплоэнергия» г. Абдулино по заявлению ГБУЗ «Городская больница» города Абдулино. на действия при установлении тарифа на услугу по теплоснабжению ряда объектов больницы. Комиссией управления было установлено, что, МКП, являясь единственным поставщиком тепла к объектам больницы, установило монопольно высокую цену на данную услугу на 2020 год.

При этом, теплоснабжающему предприятию в рамках рассмотрения дела не удалось обосновать установленный тариф, в связи с чем комиссия управления приняла решение о признании предприятия нарушившим положения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Ответчику было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: пересчитать калькуляцию стоимости услуг теплоснабжения и установить экономически обоснованный тариф для объектов ГБУЗ «Городская больница» г. Абдулино.

Юридическое и должностное лицо приглашены для составления протокола и возбуждения административного делопроизводства.

В качестве примера факта недобросовестной конкуренции можно привести дело, возбужденное в отношении ООО «Живая вода», возбужденное по заявлению ООО «Производственная компания «АКВАЛАЙФ», которое содержало информацию о недобросовестных действиях ООО «Живая вода» в части использования без согласия правообладателя товарных знаков «ТОТ САМЫЙ», «Буратино» для маркировки выпускаемой безалкогольной продукции различных вкусов, а также незаконного использования образа персонажа «Буратино» при реализации выпускаемых напитков.

Доказательств наличия разрешения на использование оспариваемых товарных знаков ООО «Живая вода» в материалы дела не представило, в связи с чем было признано Комиссией управления нарушившим требования ч. 1 ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции».

Со стороны органов местного самоуправления наиболее частым нарушением антимонопольного законодательства явилось отсутствие в муниципальных образованиях Оренбургской области утвержденных схем размещения рекламных конструкций.

Так, в адрес ряда муниципальных образований были направлены предупреждения, которые не были исполнены в установленный срок, что повлекло за собой возбуждение дел, в результате которых действия МО были квалифицированы как нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Говоря о контроле рекламного законодательства, Людмила Полубоярова отметила, что количество возбужденных дел за 9 месяцев 2021 года уже достигло показателей 2020 года и увеличилось количество установленных фактов нарушений.

Так на сегодняшний момент Оренбургским УФАС России возбуждено 33 дела, в том числе и по собственной инициативе, установлено 29 фактов нарушения рекламного законодательства.

По – прежнему, самыми распространенными нарушениями остаются факты распространения неправомерной смс-рекламы, а также случаи нарушения действующего законодательства при распространении рекламы финансовых услуг (микрозаймов), табачной и алкогольной продукции. Это неизменная категория нарушений, которая лидирует из года в год.

Так одно за другим было возбуждено два комиссионных дела по заявлениям физических лиц по факту распространения АО «Банк Русский Стандарт» рекламы кредитных продуктов посредством телефонных звонков. В ходе рассмотрения дел было установлено, что у банка не имелось предварительных согласий заявителей на получение рекламы, ввиду чего она была признана ненадлежащей. За нарушение подобного требования Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель, ввиду чего решения комиссии стали основанием для возбуждения дел об административном правонарушении в отношении Банка.

 По результатам рассмотрения административных дел банку были назначены штрафы в размере 150 тысяч рублей с разницей в два месяца. Штрафы ответчиком оплачены в полном объеме.

Как пример нарушения требований рекламного законодательства, предъявляемых к рекламе финансовых услуг, можно привести дело в отношении ООО МКК "Карнавал" и редакции газеты "Дёмские зори" (Пономаревский филиал ГУП РИА «Оренбуржье»). Признаки нарушения были выявлены в результате проведенного мониторинга региональных СМИ.

В одном из выпусков газеты «Дёмские зори» была размещена реклама финансовой организации, при этом крупным и разборчивым шрифтом указывались привлекательные условия: «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ 0,5% Без справок и поручителей Без скрытых комиссий, штрафов…», а ниже располагался текст, набранный мелким неконтрастным шрифтом черного цвета, в котором и содержались все остальные условия договора займа, влияющие на полную стоимость кредита.

Учитывая тот факт, что данная информация не поддавалась прочтению, она была признана фактически отсутствующей, а реклама – ненадлежащей и нарушающей требования Закона о рекламе.

В отношении ответчиков были возбуждены дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых штрафы были заменены на предупреждения.

Говоря о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях и сумме наложенных штрафов, Людмила Юрьевна отметила, что в целях снижения нагрузки на малый и средний бизнес в ряде случаев применяются так называемые «иммунитеты» для субъектов малого и среднего предпринимательства, когда штрафы заменяются на предупреждение.

Так в указанный период Оренбургским УФАС России было возбуждено 131 дело, установлено 95 фактов административного правонарушения, в 33-х случаях с учетом требований положения статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Количество постановлений о наложении штрафа, выданных за период 9 месяцев 2021 года составило – 29 на общую сумму 980 934,0 рублей.

Сумма уплаченного штрафа в 2021 году составила 6 804 838,0 рублей.

Говоря о работе Управления нельзя не отметить показатель результативности антимонопольного органа, связанный с обжалованием в судах различных инстанций решений и предписаний антимонопольного органа.

Практика оспаривания в судебном порядке решений и постановлений антимонопольного органа показывает, что в 2021 году из 178 решений, предписаний, предупреждений и постановлений Оренбургского УФАС России признаны судом недействительными частично или в полном объеме – 2 (что составляет 1,12 % от общего числа).

 В завершение мероприятия спикер ответила на вопросы журналистов и анонсировала пресс-конференцию по итогам работы управления в аналогичном периоде в сфере законодательства о закупках и контрактной системе, которая состоится 28 октября 2021г.