Итоги работы Оренбургского УФАС России за 2022 год в сфере контроля закупок
28 марта в Оренбургском УФАС России прошла пресс-конференция по итогам работы за 2022 год в сфере контроля закупок (44-ФЗ* и 223-ФЗ**), с участием заместителя руководителя Управления Игоря Анатольевича Быховца.
В начале своего доклада спикер рассказал о рассмотренных жалобах от участников закупок на действия заказчика.
«Статистика за 2022 год свидетельствует о снижении количества поданных жалоб (236 жалоб), чем в аналогичном периоде 2021 года (437 жалоб). Такая тенденция наблюдается благодаря внесённым в законодательство изменениям в прошедшем году», - сообщил Игорь Анатольевич.
Основной причиной резкого снижения количества обращений является перечень существенных изменений в законодательство. С 1 января 2022 года жалобу на действия заказчика может быть направлена только через единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), следовательно, подать такую жалобу могут только зарегистрированные, прошедшие соответствующую аккредитацию участники. А в отношении определенного вида закупок с ценой контракта более 20 млн. рублей, жалобу на действия заказчика могут подать только участники, имеющие исполненные ранее контракты за счет бюджетных средств.
Далее Игорь Быховец рассказал о рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков. В 2022 году поступило 254 обращения о включении в «черный» список. Наибольшее количество обращений о включении в реестр, поступило в связи с существенными нарушениями поставщиками условий контракта.
Причинами, которые не позволили поставщику исполнить условия контракта назывались: короткие сроки исполнения контракта, повышение цен на рынке, введенные санкции, отказ контрагентов от поставки товаров и др.
Помимо прочего, в рамках предоставленных полномочий, Оренбургским УФАС России проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе. В 2022 году Управлением проведена 101 внеплановая проверка в связи с поступлением информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе, в т.ч. по поручению ФАС России (в отношении закупок, финансируемых в рамках национальных проектов).
«За нарушения требований законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность. Наибольшее количество административных дел было рассмотрено по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ – нарушение срока публикации информации о заключении и исполнении контрактов», - обратил внимание заместитель руководителя.
В завершении доклада Игорь Анатольевич озвучил статистику рассмотрения жалоб в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции». В 2022 году по результатам рассмотрения жалоб принято 56 решений о признании жалоб обоснованными, 63 решения о признании жалоб необоснованными, выдано 36 предписаний.
Игорь Быховец рассказал об основных видах торгов, обжалуемых в антимонопольном органе в рамках 223-ФЗ, среди которых аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; продажа государственного и муниципального имущества; отбор управляющей организации в МКД.
В завершении мероприятия журналисты задали интересующие вопросы.
* Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
** Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»