К вниманию заказчиков представлена правоприменительная практика Оренбургского УФАС при проведении закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Завершающим мероприятием на площадке агропромышленной выставки «Меновой двор» стал круглый стол на тему: «Правоприменительная практика при проведении закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ».
С приветственным словом выступил Игорь Анатольевич Быховец - заместитель руководителя Оренбургского УФАС России.

Среди участников круглого стола присутствовали представители заказчиков федерального, регионального и муниципального уровней, представители органов исполнительной власти, правоохранительных структур, общественных организаций, бизнеса, студенческое сообщество.

Темой для обсуждения стали проблемные вопросы, с которыми сталкиваются заказчики, наиболее частые нарушения в сфере закупок, изменения в законодательство, а также интересные случаи из практики антимонопольного органа.

В ходе мероприятия специалисты Управления Елена Котикова и Данияр Дусаев рассказали о значимых изменениях в законодательные акты в сфере закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, затронули тему рассмотрения заявок закупочными комиссиями, а также призвали заказчиков неукоснительно соблюдать сроки размещения информации в ЕИС и сроки оплаты оказанных работ (услуг) в рамках исполненного договора/контракта. Данияр Дусаев отметил: «Отклонение за предоставление недостоверной информации требует неоспоримых и однозначных доказательств».

 

Елена Котикова обратила внимание на необходимость соблюдения заказчиками сроков направления в антимонопольный орган информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках для включения в РНП, а также на наличие в КоАП РФ состава административного правонарушения за несвоевременное направление такой информации.

К обсуждению подключились представитель министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области Гордеева Наталья Владимировна, представитель «Центра организации закупок» Баймухамбетов Канат Тлеукабылович, а также координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Болдырев Дмитрий Николаевич призвал заказчиков к диалогу с контролирующими органами для профилактики нарушений при проведении закупочных процедур.
По окончании мероприятия спикеры ответили на все интересующие вопросы участников.

 

 

Ответы на поступившие вопросы по 44-ФЗ:

Вопрос: Правомерно ли включение в контракт, заключаемый с единственным поставщиком, формулировки о том, что контракт распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие ранее заключения контракта?

Ответ: Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный Законом № 44-ФЗ, не предусматривает возможности начала исполнения обязательств участником закупки до заключения контракта с таким участником, поэтому включение в контракт условия о том, что действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его заключения, противоречит Закону № 44-ФЗ.

Вопрос: При проведении открытого конкурса в электронной форме и установлении в качестве критерия оценки заявок участников наличие опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, рассматриваются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. В связи с этим возникает вопрос, какие существуют практические методы проверки достоверности вышеуказанных документов по исполненным контрактам/договорам, сведения о которых не размещены в ЕИС?

Ответ: Обязанность по ведению реестра возложена на Заказчика, соответственно, размещение такого рода информации основано на добросовестном поведении последнего. Однако возможность участия в закупке, равно как и возможность дальнейшего допуска либо отклонения заявки участника не может быть поставлена в зависимость от надлежащего и оперативного исполнения соответствующей обязанности иным лицом (Заказчиком по иной закупке), подобное противоречит общим принципам права. Участник закупки не должен нести ответственность за неразмещение в единой информационной системе надлежащей информации об исполнении договора.

Соответственно, информация, отраженная в реестре договоров, не может являться безусловным основанием для вывода об исполнении либо неисполнении поставщиком (исполнителем) своих обязательств по договору, сведения о котором включены в соответствующий реестр, без анализа содержания самих документов, оформленных при исполнении сделки. В связи с этим полагаем, что основной мерой проверки достоверности предоставленных участником закупки сведения является осуществление запросов заказчику, с которым был заключен контракт.

 

Ответы на поступившие вопросы по 223-ФЗ:                             

Вопрос: Правомерно ли установление заказчиком в своем положении правила о необходимости подписания победителем закупки договора ранее 10-дневного срока с даты размещения итогового протокола?

Ответ: Частью 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ №223) предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Указанная норма также определяет, что в случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Норма ч.15 ст.3.2 ФЗ №223 коррелируется с положениями ч.4 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривающей право заинтересованных лиц на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с ч.2 ст.2. ФЗ №223 положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать, помимо прочего, порядок заключения договоров.

Заказчик в своем положении о закупках предусматривает процедуру заключения договора по итогам проведения закупки с учетом требований федерального законодательства.

Учитывая изложенное выше, установление заказчиком в своем положении правила о необходимости подписания победителем закупки договора ранее 10-дневного срока с даты размещения итогового протокола недопустимо, является нарушением требований действующего законодательства.

Вопрос: Правомерно ли установление двойного значения начальной (максимальной) цены договора (с НДС и без НДС) в закупке, проводимой по 223-ФЗ?

Ответ: Согласно пунктам 5, 7 части 10 ст.10 ФЗ №223 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в числе прочих, сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование такой цены.

При определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цены НДС.

При этом, наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям ФЗ №223 и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.