Представители ФАС России обсудили с судьями «второй антимонопольный пакет законов»

21 мая 209 года начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Сергей Пузыревский вместе со своим заместителем Романом Плиевым выступили на семинаре перед судьями арбитражных судов в Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации на тему «Изменение антимонопольного законодательства. Второй антимонопольный пакет законов».
С.Пузыревский познакомил судей с поправками в закон «О защите конкуренции» и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, разработанных ФАС России и принятых Государственной Думой в первом чтении.
В частности, начальник Правового управления ФАС России отметил, что в новом проекте закона «О защите конкуренции» запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара; ограничению хозяйствующего субъекта, приобретающего товар для последующей перепродажи, в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товар для последующей перепродажи. В настоящее время такие соглашения часто встречаются в практике между производителями и дилерами.
ФАС России предлагает в новом проекте закона установить пятилетний срок исковой давности по делам о незаконно полученной прибыли. В действующем законе такой срок не указан.
Сергей Пузыревский также сообщил, что 22 мая 2009 года Госдума РФ должна в первом чтении рассмотреть поправки в 178 статью Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованных отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей. Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом более двух таких действий в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности.
Нарушителям будет грозить штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
Начальник Правового управления ФАС России также рассказал о том, что будут внесены поправки в КоАП, согласно которым воспользоваться программой смягчения за участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях или согласованных действиях сможет только лицо, первым (!) обратившееся в антимонопольный орган. Сейчас программой освобождения от ответственности могут воспользоваться все участники незаконных соглашений и согласованных действий.
Согласно поправкам в закон, непредставление в антимонопольный орган запрошенных сведений (информации) в установленный антимонопольным органом срок повлечет за собой наложение административного штрафа на граждан — 1,5-2,5 тыс. рублей, на должностных лиц — 10-15 тыс. рублей, на юридических лиц — 300 до 500 тыс. рублей. Получение запрошенной у хозсбъектов информации в установленный срок необходимо антимонопольному органу для проведения расследования по признакам нарушения антимонопольного законодательства или для рассмотрения поступившего ходатайства на совершение сделки.
Кроме того,ФАС России предлагает снизить размер оборотного штрафа для монокомпаний (компаний, работающих только на одном рынке). Сейчас оборотный штраф за участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях или согласованных действиях и за злоупотребление доминирующим положением составляет от 1 до 15% от оборота компании за прошлый год на рынке, на котором было совершено нарушение.