ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства

Изменения в антимонопольном законодательстве выразились в следующем: Федеральный закон № 164-ФЗ от 17.07.2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О зашите конкуренции» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (согласно ст. 11 этого закона данный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 20.07.2009, в "Российской газете" - 23.07.2009, т.е. вступает в силу с 23.08.2009 г.), за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2010 года). Ст. 4 касается внесения изменений в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", согласно которым с 01.01.2010 г. работники антимонопольных органов будут относится к лицам, подлежащим государственной защите. Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.07.2009 г. «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» (согласно ст. 2 этого закона данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 20.07.2009, в "Российской газете" - 23.07.2009, т. е. ступает в силу 23.07.2009 г.), за исключением подпункта "в" пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (о введении ч. 5 ст. 53 ФЗ № 135-ФЗ), который вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона). В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18.07.2009 N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" применяется с учетом положений Федерального закона от 18.07.2009 N 181-ФЗ. Данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 20.07.2009, в "Российской газете" - 21.07.2009). 1) уточнение положений Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций (изменения внесены Федеральным законом № 164-ФЗ от 17.07.2009 г.): - произведена замена термина «государственная или муниципальная помощь» на «государственная или муниципальная преференция», понятие изменилось незначительно: государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке; государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот; (п. 20 ст. 4 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ) - расширен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные и муниципальные преференции; - получил документальное закрепление запрет на использование гос./мун. преференции в целях, несоответствующих указанным в заявлении; - предоставлена большая свобода в области предоставления преференций без согласия антимонопольного органа; - расширен перечень субъектов, имеющих право обращаться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление гос/мун. преференции – теперь с таким заявлением могут обращаться и органы, осуществляющие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления; - введено дополнительное требование к пакету документов, прилагаемому к заявлению – к заявлению должны прилагаться нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта; - изменён порядок рассмотрения антимонопольным органом заявлений о даче согласия на предоставление гос./мун. преференции в части сроков рассмотрения – теперь в течение 1 месяц (было 2 мес.), в ответ заявителю направляется копия решения антимонопольного органа (раньше – оригинал). - антимонопольным органам предоставлено право обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов Российской Федерации, противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе предусматривающие необоснованное предоставление преференций (в соответствии с новой редакцией пп.а п.6 ч.1.ст.23 Федерального закона «О защите конкуренции»); - антимонопольным органам предоставлена возможность выдачи предписаний по возврату имущества, необоснованно предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции (в соответствии с новой редакцией пп.в п.3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции); 2) Существенно расширился перечень случаев предоставления государственного и муниципального имущества без проведения конкурса (в соответствии с новой редакцией ст. 17.1, редакцией Федерального закона от 17.07.2009 г. № 173-ФЗ); 3) В соответствии с новой редакцией закона определены параметры правил недискриминационного доступа к товарам и услугам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий (новая редакция ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»); 4) Уточнены положения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части неприменения установленных в ней требований к «вертикальным» соглашениям хозяйствующих субъектов (статья дополнена новой ч. 1.1. Федерального закона «О защите конкуренции»); 5) Определен порядок проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства (введены новые статьи 25-26 в Федеральный закон «О защите конкуренции»); 6) Произведено повышение пороговых значений активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации (предварительное согласование с антимонопольным органом совершения сделки требуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (было 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (было 6 млрд. руб.)) (новая редакция ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О защите конкуренции»); 7) Осуществлена детализация процессуальных требований по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросу объединения и разъединения дел, продления срока исполнения предписания и др. (ст. 39-51 Федерального закона «О защите конкуренции»); 8) Практически снят 35-процентный порог доминирования рыночной властью, закрепленный ранее. Доказать, что компания занимает именно такое положение, предстоит антимонопольному органу. Для нарушающих антимонопольное законодательство компаний, доля которых составляет менее 35%, оборотные штрафы применяться не будут (новая редакция ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции») 9) Изменилось определение понятий монопольно высокой и низкой цены: теперь при определении монопольно завышенной цены используется как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых расходов для производства товара), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях рыночной конкуренции). Монопольной ценой признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за ее пределами. То есть теперь при определении монопольно высокой цены товара антимонопольный орган может использовать как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). Важно отметить, что специально сделана оговорка: не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества (новая редакция статей 6 и 7 Федерального закона «О защите конкуренции»). Что касается изменений в административном законодательстве (с 22.08.2009 г.): Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со статьей 4 данный документ вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 20.07.2009, в "Российской газете" - 22.07.2009, т. ею вступает в силу с 22.08.2009 г.). 1. Введено положение о применении в качестве меры административной ответственности дисквалификации на срок от 6 месяцев до трёх лет в отношении государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства, если такие должностные лица уже были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 2 ст. 14.9 КоАП РФ). 2. Установлена административная ответственность за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства (новая редакция ст. 14.9 КоАП РФ); 3. Конкретизированы отдельные положения программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях: раньше освобождали от ответственности все компании, которые заявляли об участии в таких соглашениях, теперь от наказания будет освобождаться только первая обратившаяся в антимонопольный орган компания. Остальные будут наказаны оборотными штрафами (новая редакция - примечание к ч. 3ст. 14.32 КоАП РФ); 4. Закреплено положение о фиксации факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении (дополнение частью 1.2. статьи 28.1КоАП РФ). Помимо этого важно отметить изменения в уголовном законодательстве т(с 30.10.2009 г.) Федеральный закон № 216-ФЗ от 29.07.2009 г. «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного закона настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 31.07.2009, т.е. вступает в силу с 30.10.2009 г.). В поправках к Уголовному кодексу содержатся более жесткие санкции, предусматривающие до 6 лет лишения свободы за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением (новая редакция ст. 178 УК РФ). Правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и, если в его действиях не содержится иного состава преступления.