Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по итогам работы за 2009 год

За 2009 год Управлением отмечается увеличение заявлений по всем статьям Закона «О защите конкуренции» 135-ФЗ по сравнению с 2008 годом (рассмотрено 207 (83) заявления, поступивших от юридических и физических лиц). Увеличение количества поступивших и рассмотренных заявлений по всем статьям Закона 135-ФЗ, по мнению Управления, вызвано прежде всего действиями Федеральной антимонопольной службы России в т. ч и Оренбургского УФАС России по адвокатированию деятельности антимонопольных органов, укреплению службы Управления по связям с общественностью и открытию сайта, иными мероприятиями, способствующими позиционированию деятельности антимонопольных органов существенными изменениями антимонопольного законодательства. Причиной обращений по статье 10 Закона 135-ФЗ по прежнему остаются разногласия между потребителями и энергоснабжающими организациями, занимающими доминирующее положение, либо являющимися субъектами естественных монополий, возникающие при заключении договоров, внесении изменений в существующие договоры, а также вопросы необоснованного прекращения оказания услуг по договору. В 2009 году, в связи с принятием Правительством РФ постановления от 21.07.2008г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», увеличилось количество обращений граждан, касающихся установления тарифов на техническое обслуживание ВДГО и на действия по заключению договоров «Оренбургрегионгаза». Из 103 рассмотренных в отчетном периоде заявлений признаки нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) усмотрены в 31 случае. Случаев устранения нарушений до возбуждения дела в отчетном периоде нет. По всем выявленным случаям возбуждены дела. В ходе рассмотрения производство по 11 делам прекращено в связи не подтверждением факта нарушения. За рассматриваемый период Управлением рассмотрено 31 заявление о нарушении антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления, из них подавляющее большинство – на действия органов местного самоуправления в сфере регулирования автомобильного транспорта. В отчетном периоде проведен анализ действующих нормативных актов органов власти и местного самоуправления различных уровней. Меры по устранению нарушений в выявленных нормативных актах принимались путем возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». В отчетном периоде в Управление поступило 5 заявлений хозяйствующих субъектов на действия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом, нарушающие, по мнению заявителей, требования ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». В ходе проведенных Оренбургским УФАС России проверок органов местного самоуправления на предмет предоставления муниципальных преференций признаки нарушения ст. 19-21 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» были усмотрены в 31 случаях, возбуждено 31 дело о нарушении антимонопольного законодательства в порядке гл. 9 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», из них 5 дел было возбуждено по совокупности ст. 17.1, 19, 20 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Практически во всех рассмотренных делах нарушение выразилось в предоставлении муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) конкретным хозяйствующим субъектам без проведения конкурсов/аукционов. По сравнению с предыдущим отчетным периодом следует отметить факт поступления заявлений о согласовании предоставления государственных преференций. Причиной непредставления заявлений о согласовании предоставления муниципальных преференций по прежнему остается низкая осведомленность органов местного самоуправления об изменениях антимонопольного законодательства, а также о возможностях применения положений о предоставлении муниципальных преференций для решения стоящих перед органами местного самоуправления задач. В связи с этим в адрес муниципальных образований области направлялась разъяснительная информация по вопросам предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе, в связи с принятием второго антимонопольного пакета. В ходе выездных проверок органов местного самоуправления муниципальных образований проводились необходимые консультации и разъяснения. В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу товарных и финансовых рынков и перечня рынков для ежегодного исследования территориальными органами ФАС России на 2009 год, а также по собственной инициативе Управления было исследовано 112 региональных и локальных рынков товаров и услуг. Самыми распространенными нарушениями законодательства РФ о рекламе в 2009 году являлись факты распространения рекламы пива без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, а также рекламы медицинских услуг, без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов. В целях оперативного пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы теруправлением используется практика письменных обращений к нарушителям с предложением по незамедлительному устранению, имеющих место признаков нарушений законодательства РФ о рекламе. Так же Управление оказывает консультативную помощь по вопросам применения законодательства о рекламе. Данная практика позволяет значительно снизить количество нарушений законодательства РФ о рекламе, поскольку в процессе рассмотрения проектов рекламы выявляются признаки нарушения законодательства о рекламе, о чем информируется обратившаяся за консультацией сторона. В марте 2009 года состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе. На повестку дня, к обсуждению был вынесен вопрос об определении информационных носителей, отражающих характеристику компаний и предприятий как рекламную стелу (рекламу) или как вывеску. По результатам обсуждения принято решение о разграничении вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера от конструкций, содержащих рекламу. По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов при рассмотрении жалоб участников размещения заказа следует отметить, что в 2009 году в Оренбургское УФАС России поступило 534 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии. В том числе в первом полугодии 2009 года поступило 198 жалоб, а во втором полугодии 2009 года поступило 336 жалоб. Приведенные показатели наглядно свидетельствуют о том, что количество поступающих жалоб неуклонно растет, что объясняется повышением эффективности защиты прав участников размещения заказа, осуществляемой Упралением. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Оренбургским УФАС России заявителям возвращено 92 жалобы. Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов, в частности отсутствие в материалах жалоб необходимых в соответствии с требованиями закона сведений, в том числе о наименовании, местонахождении, почтовом адресе заказчика (уполномоченного органа), жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами. Основаниями для обращений заявителей в Управление является в большинстве случаев отказ комиссии заказчика в допуске к участию в торгах и отклонение котировочных заявок. Основные нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, заключаются в том, что заказчики устанавливают противоречащие Закону о размещении заказов требования к участникам размещения заказа (например, устанавливаются требования о наличии опыта выполнения работ, наличие квалифицированного персонала, наличие производственных мощностей и материально-технических ресурсов, наличие конкретной техники и т.д.), а также требования к предоставлению в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов, (например, сертификатов ИСО 9001 по СМК, смет на строительство и т.д.), конкурсная (аукционная, котировочная, единая) комиссия необоснованно допускают участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок, а также принимают решения о необоснованном отказе в допуске участников размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок. Основная проблема, с которой сталкивается Оренбургское УФАС России в ходе реализации своих контрольных функций, связана с тем, что участники размещения заказа зачастую обращаются с целью срыва процедуры размещения заказа и оказания давлении на заказчика, а не для защиты своих прав. Такие жалобы зачастую содержат надуманные доводы и выводы, которые не свидетельствуют о нарушениях законодательства. За 2009 год Оренбургским УФАС России рассмотрено 22 обращения заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в Реестр недобросовестных поставщиков в 2009 году Оренбургским УФАС России включены сведения о 5 недобросовестных поставщиках. В отчетном периоде рассмотрено 218 дел по административным правонарушениям, в том числе – по размещению заказа – 120 дел; по рекламе – 60 дел; по антимонопольному законодательству - 34 дела. Всего за отчетный период наложено штрафов на сумму 75 610 000 (семьдесят пять миллионов шестьсот десять тысяч) рублей. Оренбургским УФАС России за период 2009 года было проведено две пресс – конференции по итогам деятельности Управления. Также, в 2009 году состоялось четыре заседания Общественно – консультативного совета, проводимое в целях информирования и повышения правовой культуры юридических и физических лиц в связи с принятием «второго антимонопольного пакета», а также адвокатирования конкуренции и расширенного толкования правоприменительной практики Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что и явилось поводом для проведения, указанного мероприятия. В декабре 2009 года Пресс-служба Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области была признана победителем седьмого регионального фестиваля Оренбургской области «Стеклянный шар» в номинации «Лучшая пресс-служба федеральных органов власти».