20.10.2010 года состоялся семинар совещания по рекламе, посвященный последним изменениям, внесенным в Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

 

В семинаре – совещание приняли участие представители государственных структур (Управление по наружной рекламе и художественному оформлению города, Главный художник г. Оренбурга), ТПП Оренбургской области, Гильдия рекламистов при ТПП, 19 самых крупных рекламных агентств города Оренбург, 16 представителей печатных изданий, 4 представителя теле – и - радио станций, а так же крупные рекламодатели и рекламоизготовители.
      Целью проведения семинар совещания по рекламе, стало знакомство представителей рекламного бизнеса с последними изменениями, внесенными в законодательство о рекламе.
    Руководитель Оренбургского УФАС России поприветствовал участников семинара и огласил план работы семинара, в который входили вопросы:
1.     Итоги деятельности Оренбургского УФАС России в сфере Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года в первом полугодие 2010 года;
2.     Обзор последних изменений внесенных в Федеральный Закон о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
    По первому вопросу выступил Владимир Окшин - Руководитель Оренбургского УФАС России. В своем выступление он  рассказал, что за первое полугодие 2010 года отмечается резкое увеличение количества обращений хозяйствующих субъектов по вопросам консультационного характера, касаемых правового анализа рекламы. В целях профилактики нарушений требований законодательства РФ о рекламе Управление оказывает консультативную помощь по вопросам применения законодательства о рекламе. Данная практика позволяет значительно снизить количество нарушений законодательства о рекламе, поскольку в процессе рассмотрения проектов рекламы выявляются признаки нарушения законодательства о рекламе, о чем информируется обратившаяся за консультацией сторона. За первое полугодие 2010 год Управлением было дано 54  письменных консультаций (в первом полугодие 2009 года их было 18).
В основном обращения касались  рекламы стимулирующих мероприятий, пива, алкогольной продукции, медицинских услуг, а так же финансовых услуг. Вместе с тем увеличилось число обращений касающихся вопросов о разграничении понятий «вывеска» - «реклама».
 Помимо этого в порядке осуществления государственного контроля, в целях проверки соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») возбуждает дела по собственной инициативе (количество таких дела за текущий период 2010 года составило 38 в первом полугодие 2009 года таких дел было возбуждено в количестве 23. По заявлениям граждан 4 (в первом полугодие 2009 года - 2). Выдано предписаний 24 (в первом полугодие 2009 года 20). Дел об административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, в количестве 41 (в первом полугодие 2009 года 28).
Завершая свое выступление Владимир Окшин отметил, что в целях оперативного пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы теруправлением используется практика письменных обращений к нарушителям с предложением по незамедлительному устранению, имеющих место признаков нарушений законодательства РФ о рекламе.
В продолжение семинара, с докладом, касающимся изменений, внесенных в Закон «О рекламе», выступила специалист эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Кашкарова Оксана Сергеевна.
 В своем выступление, специалист Оренбургского УФАС России выделила ряд самых распространенных нарушений законодательства РФ о рекламе, которые были допущены в первом полугодие 2010 года. Среди которых являлись факты распространения рекламы:
·                   пива без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива;
·                   медицинских услуг, без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов;
·                   стимулирующих мероприятий без указания сроков проведения такого мероприятия;
·                   биологически активных добавок и пищевых добавок со ссылками на конкретные случаи излечения людей, улучшения их здоровья в результате применения рекламируемых добавок;
·                   алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
·                   финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего эти услуги;
·                   недостоверной – содержащей сведения не соответствующие действительности.
 Помимо этого был представлен обзор последних изменений внесенных в Федеральный Закон о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
       Среди которых: 
       Изменения в пункт 2 статьи 7 ФЗ «О рекламе» - Товары, реклама которых не допускается, а именно наркотических средств, психотропных веществ и их и    их прекурсоров.
        С 18 ноября 2010 года, выше, указанная статья будет изложена в новой редакции:
Товары, реклама которых не допускается, а именно наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества   либо    прекурсоры,    и их частей, содержащих наркотические средства    или психотропные вещества либо их   прекурсоры.
1.            Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности   (изменения внесены в часть 11 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).
Ранее, указанная норма требовала, что бы в рекламе по искусственному прерыванию беременности содержалось предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Теперь с 22.01.2010 года помимо выше указанных требований введен ряд других, а именно: Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна размещаться:
1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
   
 Помимо этого с 22.01.2010 года - реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна обращаться к несовершеннолетним (часть 3 статьи 24 ФЗ «О рекламе»).
          С 01.01. 2011 года вступят в силу дополнения к главе 3 статьи 30.1.                                           
          Статья 30.1. Реклама   деятельности   медиаторов   по   обеспечению
 проведения процедуры медиации.
     1. Реклама деятельности медиаторов   по   обеспечению   проведения
 процедуры медиации, не прошедших соответствующего   профессионального
 обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов, не допускается.
     2. Реклама деятельности медиаторов   по   обеспечению   проведения
 процедуры   медиации   должна   содержать    сведения    о    документах,
 подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального
 обучения,   а   реклама    деятельности    организации,    осуществляющей
 деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - источник
 информации об утвержденных этой   организацией   правилах   проведения
 процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности
 медиаторов.
     3. Реклама деятельности медиаторов   по   обеспечению   проведения
 процедуры медиации не должна содержать утверждение о том, что применение
 процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества
 перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.
Отдельно были освещены изменения в административный кодекс в части ответственности за нарушение законодательства о рекламе, а именно:
С 31 марта 2010 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся изменения административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо общего состава такого административного правонарушения как нарушение законодательства о рекламе, расширена самостоятельными составами, связанными с нарушением Федерального закона «О рекламе». При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе повышен для юридических лиц с сорока тысяч рублей до ста тысяч рублей, максимальный размер такого штрафа остался прежним - пятьсот тысяч рублей, в то время как размер штрафа для граждан за данный состав. административного правонарушения остался прежним.
К таким самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся:
2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
4. Прерывание рекламой при кино - и - видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Полномочия по рассмотрению дел, а также по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сохранены за антимонопольными органами. При этом, должностные лица органов внутренних дел (милиции), органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лишены полномочий по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.3

 

 
Во всех случаях, когда нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не подпадает под одну из специальных норм, квалификация правонарушения производится по общей норме - части 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 
Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением Федерального закона «О рекламе» и не предусмотренных в статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за ряд нарушений Федерального закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы:
размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками - часть 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения - часть 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции - часть 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
размещение рекламы на транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
размещение рекламы на транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
размещение рекламы на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов - часть 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения - часть 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств - часть 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, пониженная (для должностных лиц и юридических лиц) по сравнению с размером общей ответственности за нарушение законодательства о рекламе, за исключением части 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения), за нарушение которой предусмотрен штраф с повышенным минимальным размером: на должностных лиц налагается штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольные органы. Кроме того, также наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении за нарушение статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об' административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (милиции).
Кроме того, впервые вводится административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, Статья 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Размер административной ответственности за указанное правонарушение установлен с учетом предусмотренных размеров штрафов, установленных за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом максимальные санкции за нарушение сроков хранения рекламных материалов предусматриваются равными самым высоким минимальным размерам штрафов, предусмотренных в отдельных составах административных правонарушений, вводимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о, рекламе: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 19.31 Кодекса Российской Федерация об административных правонарушениях антимонопольные органы.
Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе, - часть 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.       Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
         В завершении семинара – совещания по рекламе, были заданы вопросы, касающиеся изменений закона о рекламе.
          Вместе с тем слово было предоставлено Начальнику  Управления по наружной рекламе и художественному оформлению города – Решетову Владимиру Георгиевичу, а так же Главному художнику города Оренбурга – Бровко Наталье Валерьевне.
          Владимир Окшин поблагодарил присутствующих за участие!!!