Оренбургским УФАС России раскрыт антиконкурентный сговор на рынке приема платежей города Бугуруслана

26.04.2012 г. Комиссией Оренбургским УФАС России с участием представителей Главного управления Банка России по Оренбургской области в соответствии с требованиями  статьи 40 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на рынке приема платежей на территории города Бугуруслана Оренбургской области.

Ответчиками по данному делу являются не только кредитные организации, оказывающие банковские услуги по приему платежей от населения, но и иные юридические лица, участвующие в незаконном антиконкурентном соглашении, в том числе платежные агенты, расчетный центр (производящий начисление и обработку жилищно-коммунальных платежей), управляющие компании, ресурсоснабжающие организации.

При рассмотрении дела Комиссия Оренбургского УФАС России выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства по статье 11 Закона о защите конкуренции в  результате анализа условий реализуемых трехсторонних договоров, заключенных исполнителями жилищно-коммунальных услуг с расчетным центром, кредитными организациями, платежными агентами с целью приема платежей от населения за оказанные услуги. Данными соглашениями была утверждена и согласована хозяйствующими субъектами в противоречие Жилищного Кодекса РФ, банковских правил, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №307, форма платежного документа (счета-извещения), предназначенного для оплаты гражданами ЖКУ, в которой отсутствуют банковские реквизиты получателей платежа – исполнителей ЖКУ, необходимые для приема платежей кредитными организациями.

В связи с отсутствием банковских реквизитов кредитные организации, не являющиеся участниками подобных трехсторонних соглашений, но имеющие структурные подразделения в данном районном центре, техническую возможность и желание оказывать гражданам банковские услуги по приему и переводу денежных средств в оплату жилищно-коммунальных услуг, фактически  не могли предоставлять населению подобные услуги. В результате реализации данных трехсторонних договоренностей жители многоквартирных домов районного центра могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в кредитных организациях и платежным агентам, заключивших указанные трехсторонние договоры на прием платежей, содержащие условия, направленные на ограничение конкуренции (соперничества) на финансовом рынке.

Несмотря на наличие в районном центре 7 кредитных организаций, которые могли оказывать аналогичные банковские услуги, услуги по приему платежей за ЖКУ от населения по большинству многоквартирных домов, управление которых осуществлялось 4 управляющими компаниями, осуществляли только две из семи кредитных организаций.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела комиссия Оренбургского УФАС России исследовала типовые формы платежных документов (расшифровку всех реквизитов платежных документов), типовые формы договоров управления многоквартирными домами и оказания жилищных и коммунальных услуг, условия трехсторонних договоров по приему платежей, документы, регламентирующие алгоритм (порядок) действий кредитных организаций и платежных агентов при приеме платежей, анализ состояния конкуренции на рынке приема платежей, проведенные опросы кредитных организаций и платежных агентов по вопросам приема платежей, переписку между хозяйствующими субъектами, материалы внезапных выездных проверок, при которых были проведены осмотры занимаемых ответчиками помещений, информационных стендов, документов, материалы переписки между хозяйствующими субъектами. Внезапные выездные проверки были проведены инспекцией Оренбургского УФАС России при содействии Управления МВД России по Оренбургской области, которое оказало действенную помощь для обеспечения законности и охраны правопорядка при проведении проверок.

Интересно отметить, что при рассмотрении дела выявился факт отсутствия проведения правовых экспертиз условий  договоров и соглашений на предмет соблюдения антимонопольного законодательства как кредитными организациями, так и иными хозяйствующими субъектами, что фактически предопределяет их пренебрежительное отношение к нормам Закона о защите конкуренции и возможность нарушения ими антимонопольного законодательства в будущем.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации исполнители жилищно-коммунальных услуг (управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья и т.д.) обязаны ежемесячно направлять физическим лицам (гражданам) для оплаты ЖКУ уже заполненные платежные документы с указанием своих наименования, места нахождения и банковских реквизитов, на основании которых и производятся платежи. Законом не предусмотрено предъявление гражданами дополнительных документов, копий документов или заполнение каких-либо реквизитов и граф в документах для оплаты ЖКУ.

При этом граждане (физические лица) вправе самостоятельно выбирать любые кредитные или иные организации (в том числе платежных агентов), в которых может быть произведен такой платеж, с учетом режима работы, выгодного расположения, качества обслуживания клиентов, размера комиссионного вознаграждения и иных условий приема платежей, существенных для потребителей (физических лиц).

В результате рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России, в которую входят на постоянной основе представители  Главного управления Банка России по Оренбургской области, было установлено, что отсутствие банковских реквизитов в платежных документах, является не просто нарушением норм жилищного законодательства и банковских правил, а результатом именно антиконкурентных договоренностей хозяйствующих субъектов, которые привели фактически к ограничению конкуренции (соперничества) на рынке приема платежей кредитными организациями. Выявленные действия хозяйствующих субъектов также приводят или могут привести к созданию препятствий для входа на рынок приема платежей от физических лиц иных кредитных организаций, которые могут открыть свои структурные подразделения на территории города Бугуруслана Оренбургской области в будущем.

Следует особо отметить, что нарушителями данной статьи 11 Закона о защите конкуренции являются все участники, заключившие указанные антиконкурентные соглашения (договоренности) и участвующие в них, а не только те из них, кто извлекали незаконные доходы от подобного рода соглашений.

Решением от 26.04.2012 г. комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Управление городского хозяйства», Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комбинат», Закрытое акционерное общество «Тепловодоснабжение» города Бугуруслан, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «ТеплоВодоСнабжение», Общество с ограниченной ответственностью «БУГУРУСЛАНТЕПЛОГАЗ», Открытое акционерное общество «Агроремонт», Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива», Общество с ограниченной ответственностью «Люкс-Строй-Сервис», Товарищество собственников жилья «ТСЖ-37», Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис», Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «город Бугуруслан» «Специальное автомобильное хозяйство», Общество с ограниченной ответственностью «Территория безопасности», Общество с ограниченной ответственностью «Современные технологии и коммуникации», Открытое акционерное общество «Сбербанк России», Открытое акционерное общество коммерческий банк «Спутник», Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» были признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции с выдачей ответчикам предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и недопущение в дальнейшем нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении своей хозяйственной деятельности.