Нижегородское УФАС России: есть или не есть в поезде – решает потребитель

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа согласился с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (Нижегородского УФАС России) о нарушении ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») антимонопольного законодательства при осуществлении пассажирских перевозок фирменным поездом «Буревестник».


Напомним, дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Федеральная пассажирская компания» было возбуждено на основании многочисленных обращений граждан, приобретавших билеты в фирменный поезд «Буревестник». Они сообщали, что в цену проездных документов в вагоны повышенной комфортности включается платный продуктовый набор стоимостью 170 рублей. Билеты в вагоны «без питания» за несколько дней до отправления поезда в продаже отсутствовали, а отказаться от зачастую ненужных продуктов питания на кассе в принципе не возможно.


Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что состав фирменных поездов «Буревестник» формируется железной дорогой из одинаковых вагонов, отличающихся между собой только наличием, либо отсутствием в них платных услуг. При этом количество вагонов «с питанием» в несколько раз превышало число вагонов «без питания», в связи с чем дорогих билетов с включенным в их цену стоимостью продуктового набора поступало в продажу несоизмеримо больше.


Также комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что билеты в вагоны «без питания» в фирменном поезде пользовались большим спросом, и поэтому разбирались гражданами в первоочередном порядке. В итоге ситуация, когда за несколько дней до отправления поезда приобрести билеты «без питания» невозможно, возникала регулярно.


27 июля 2011 года Нижегородское УФАС России признало ОАО «ФПК» и ОАО «РЖД» нарушившими ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). Однако поскольку с марта 2010 года ОАО «РЖД» прекратило осуществлять деятельность по перевозке пассажиров поездом «Буревестник» и перевозками на этом поезде занимается исключительно ОАО «ФПК», предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением выдано только ОАО «ФПК». Управление предписало перевозчику обеспечить право граждан на проезд на фирменном поезде без приобретения продуктового набора, если такая необходимость отсутствует.


ОАО «Федеральная пассажирская компания» не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилось в суд. Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд подтвердили законность решения антимонопольного органа.


В сентябре 2012 года ОАО «ФПК» сообщило Нижегородскому УФАС России, что в целях исполнения предписания состав поезда «Буревестник» изменен: число вагонов с питанием и без него установлены практически в равном соотношении (7:6). Тем не менее, судебные акты судов первой и апелляционной инстанции ОАО «ФПК» обжаловало в кассационном порядке.


5 декабря 2012 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил в силе решения судов предыдущих инстанций, тем самым подтвердив правомерность действий Нижегородского УФАС России.