ФАС России готовится ко второму чтению поправок в закон об иностранных инвестициях

20 февраля 2014 года об этом заявил начальник Управления контроля иностранных инвестиций Федеральной антимонопольной служба (ФАС России) Армен Ханян в рамках круглого стола «Доступ иностранных инвесторов к российским энергоресурсам: в поисках лучшей модели», организованного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Порядок осуществления иностранных инвестиций, закрепленный в законе № 57-ФЗ, является эффективным инструментом для соблюдения национальных интересов. 

При этом, как отметил Армен Ханян, механизм предварительного согласования, также закрепленный в 57 Законе, показал свою эффективность и востребованность в обеспечении интересов РФ, разумную прозрачность, простоту и действенность.

«ФАС как уполномоченный орган, по сути, является тем единственным окном, обращаясь в который иностранному инвестору нет необходимости предпринимать иные шаги на пути к получению решения об одобрении сделки. В ФАС документы сдал, от ФАС решение и получил», – прокомментировал Армен Ханян.

За почти 6-летний период действия закона в предварительном согласовании было отказано только в 9 случаях из 328 полученных ходатайств.

Вместе с тем практика применения Закона № 57-ФЗ указывала на необходимость внесения изменений, касающихся как упрощения, так и уточнения некоторых его положений, прежде всего для должного обеспечения интересов национальной безопасности Российской Федерации.

Так в конце 2011 года уже был принят ряд важных поправок, направленных на упрощение требований прохождения предварительного согласования. В частности, были сокращены стратегические виды деятельности (шифрование и криптография для банков, эксплуатация радиационных источников в гражданском секторе экономики, для которых такая деятельность не является основной); выведены из-под действия закона сделки организаций, контролируемых гражданами – налоговыми резидентами РФ, не имеющими иного гражданства; изменены пороговые значения в недропользователях с 10 до 25%, а также исключена необходимость предварительного согласования сделок, международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

В настоящее время, как сообщил Армен Ханян, также подготовлен ряд поправок, направленных на разумное упрощение норм закона, их уточнение, а также распространение его действия на определенные сделки. Это:

• исключение из стратегических видов деятельности – деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством продуктов питания;

• освобождение от необходимости согласования внутригрупповых сделок, в том числе в отношении недропользователей, которые совершаются иностранными инвесторами, подконтрольными одному лицу;

• исключение необходимости предварительного согласования сделок иностранных инвесторов, которым принадлежит 75% и более в уставном капитале недропользователей;

• возможность продления срока действия ранее выданного решения о предварительном согласовании сделки; 

• обязанность уведомления иностранными инвесторами уполномоченного органа о совершении сделок, предварительно согласованных Правительственной комиссией;

• распространение действия Закона на сделки с имуществом стратегического общества (основные производственные средства), стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов такого хозобщества, определенной по данным его бухотчетности на последнюю отчетную дату;

• обязательное раскрытие сведений о конечных выгодоприобретателях;

• дополнение перечня обязательств – переработка на территории РФ водных биологических ресурсов;

• внесение сопутствующих изменений в некоторые Федеральные законы.


В первом чтении ряд поправок был принят Государственной Думой ФС РФ 14 мая 2013 года. В настоящее время идет подготовка ко второму чтению.