Предложения ФАС России по конкретизации и расширению института недобросовестной конкуренции прошли первое публичное обсуждение

В рамках Сессии «Антимонопольное право. Расширение института недобросовестной конкуренции, совершенствование законодательства» Х-го ежегодного Юридического форума России с участием судей Высшего Арбитражного суда, представителей ФАС России, ведущих юристов юридических фирм и корпораций, специализирующихся на вопросах конкурентного права, состоялось обсуждение предложений по конкретизации и расширению института недобросовестной конкуренции. 

Тему дискуссии задал заместитель руководителя ФАС России, модератор сессии Андрей Цыганов, вопросом о возможности квалификации деятельности компании в оффшорных юрисдикциях в качестве акта недобросовестной конкуренции. «В настоящее время для решения подобных вопросов следует рассматривать все обстоятельства дела и конкурентную тактику хозяйствующего субъекта в целом. Однако именно уточнение перечня прямо предусмотренных законом форм недобросовестной конкуренции стало основным мотивом разработки законопроекта о внесении изменений в положения Федерального закона «О защите конкуренции», - отметил он. Законопроект подготовлен в результате совместной работы представителей ФАС России и Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции» в целях уточнения перечня форм недобросовестной конкуренции с учетом сложившейся судебной и административной практики, а также сближения положений российского законодательства о недобросовестной конкуренции с европейской практикой. 

Представитель антимонопольного ведомства Яна Склярова презентовала доклад "Проект изменений законодательства о недобросовестной конкуренции: основные положения". В своем выступлении она разъяснила, что законопроект сохраняет традиционный подход – перечень форм недобросовестной конкуренции остается открытым. Однако в проектируемую отдельную главу закона о защите конкуренции предлагается внести ряд новых составов – например, использование деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, дискредитацию, а также прямо запретить действия, влекущие смешение товаров хозяйствующих субъектов-конкурентов как с использованием охраняемых средств индивидуализации, так и путем копирования внешнего вида товара, упаковки, этикетки, наименования и иных отдельно не охраняемых элементов индивидуализации хозяйствующих субъектов на рынке.

 

В ходе дальнейшего обсуждения выявились дискуссионные положения представленного законопроекта, например, касающиеся предложенного запрета недобросовестных действий при отчуждении имущества, а также в целом необходимости уточнения критериев отнесения того или иного деяния к недобросовестной конкуренции.

 

Подводя итоги работы сессии, Андрей Цыганов поблагодарил всех участников за активное участие в ней и отметил, что «антимонопольное законодательство в части недобросовестной конкуренции (статьи 14 Закона) необходимо адаптировать к современным реалиям рынка. Для этого мы вынесли наши предложения на первое публичное обсуждение с целью дальнейшей коррекции и уточнения самого понятия и форм недобросовестной конкуренции».