Национальный план развития конкуренции, правоприменительная практика Управления стали темой пресс-конференции в Оренбургском УФАС

Сегодня, 24 мая 2018 года, в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс-конференция с участием руководителя Управления Владимира Окшина и заместителя руководителя Управления Людмилы Полубояровой.

Владимир Окшин рассказал о важных событиях в деятельности антимонопольной службы за последние пять месяцев - подписании Президентом РФ Указа от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и заседании Государственного совета при президенте РФ по вопросам развития конкуренции в регионах. По словам Владимира Окшина, указанные события свидетельствуют о важности задачи, поставленной главой государства по развитию здоровой конкуренции в стране, в субъектах частности.  Согласно Национальному плану о развитии конкуренции, к 2020 году должно произойти много изменений: это и снижение антимонопольных нарушений органов власти; и увеличение доли госзакупок у малого бизнеса; и обеспечение присутствия во всех сферах экономики не менее трех хозяйствующих субъектов.   

О правоприменительной практике Управления на примере 2017 года рассказала Людмила Полубоярова. По ее словам, Оренбургское УФАС в минувшем году продолжило работу в соответствии с «четвертым антимонопольным пакетом», направленным на снижение административной нагрузки на бизнес. В частности, в полной мере заработал механизм выдачи предупреждений до возбуждения дела и применения «иммунитетов», позволивших представителям малого и среднего бизнеса избежать штрафов.   

В 2017 году в Управление поступило более 237 заявлений в сфере антимонопольного законодательства.  Выдано 82 предупреждения (2016г.-100), в большинстве случаев их получали представили органов власти, далее – представители бизнеса в части ведения недобросовестной конкуренции. 

Возбуждено 45 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (2016г.-46) и установлено 33 факта нарушения (2016г.-23). Среди выявленных нарушений были дела сложной категории – 7 по картельным сговорам, 4 – по фактам недобросовестной конкуренции.  Значительное увеличение нарушений антимонопольного законодательства выявлено в действиях органов власти, издавших акты с нарушением антимонопольного законодательства – 10 (2016г.-3). При этом, отмечено значительное снижение показателя по нарушениям со стороны органов власти в части заключения антиконкурентных соглашений: для сравнения в 2016 году таких дел было 10, а в 2017 году – всего 1.

В сфере контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе возбуждено 49 дел. Самым распространенными нарушениями являлись факты распространения неправомерной смс-рекламы; реклама алкогольной продукции; рекламы финансовых и медицинских услуг.

Если говорить о судебной практике, то в 2017 году почти в 90 процентах случаев решения и постановления антимонопольного органа были оставлены в силе.

Наиболее резонансными делами в минувшем году Людмила Полубоярова назвала дела, связанные с выявлением нарушений в действиях администрации города при организации регулярных пассажирских перевозок на территории города.

 Решением комиссией Оренбургского УФАС России в декабре был аннулирован открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам. Также Управление выдало предупреждение муниципалитету о внесении изменений в акт, предусматривающий порядок проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам. Оба нормативных акта администрация города обжаловала в Арбитражном суде Оренбургской области, предупреждение судом было оставлено в силе. Решение антимонопольного органа суд не поддержал ввиду неправомерности обращения Ассоциации перевозчиков г. Оренбурга в антимонопольный орган с жалобой в рамках ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».  Оренбургское УФАС России намерено обжаловать решение Арбитражного суда Оренбургской области в вышестоящей судебной инстанции.

Еще одним резонансным делом стал спор между ООО «Оренбургская пуховая артель «Шима» и ООО «Пуша» по поводу неправомерного использования последним наименования места происхождения товара «Оренбургский пуховый платок».  Собрав доказательную базу, что ООО «Пуша» в отсутствие соответствующего свидетельства из Роспатента реализовало пуховые изделия, используя на этикетках, упаковках место происхождения товара «Оренбургский пуховый платок», Управление признало действия данной коммерческой организации актом недобросовестной конкуренции по отношению к ООО «Оренбургская пуховая артель «Шима». В рамках рассмотрения дела ООО «Пуша» признало вину и устранило нарушения.

Ввиду резонансного вопроса на сегодняшний день - роста цен на топливо – Владимир Окшин пояснил, что основными причинами роста цен являются рост налогов, рост мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.

«Для того, чтобы ситуация на рынке не развивалась негативно, ФАС прибегает к мерам антимонопольного воздействия, а также вносит предложения по нормативному правовому регулированию. Речь идет в том числе о предложениях по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо и о введении гибкой шкалы акциза», -  озвучил позицию Федеральной антимонопольной службы руководитель УФАС.