• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Цены газанули. Плюс три рубля за ночь к стоимости самого доступного топлива

Сфера деятельности: Анализ рынков

На прошлой неделе автолюбители с ужасом обнаружили, что некогда относительно доступное топливо для машин в виде пропана вдруг стало недоступной роскошью. Чего ждать от резкого повышения цены на газ?

Корреспондент «АиФ Оренбург» разбирался, почему выросли цены на газ и что теперь будет с тарифами и общественным настроением.

Ночной рост

Отец и сын Михалюк из Оренбурга не могут скрыть негодование: отдали без малого 20 тысяч рублей за то, чтобы снабдить свою отечественную машину новеньким газовым оборудованием, чтобы потом не переплачивать за топливо, как все подсчёты того, как на сэкономленные деньги можно будет припеваючи жить, пошли крахом.

 

- Рассчитали, что при таких ценах на газ и нашей потребности в машине, мы окупим оборудование максимум за полтора года, - говорит глава семьи Сергей Викторович.- Но не тут-то было. Буквально за ночь цена за куб топлива «скакнула» с 19 до 22 рублей. Теперь затраты покроем не раньше, чем через пару лет и то при условии, что цена больше не изменится.

На газовых заправках города существенно поредели очереди. Видимо, автолюбители отправились на поиски более дешёвых мест с топливом. Однако таковых практически не осталось. При этом, среди водителей есть и оптимисты, говорящие о том, что даже при таком росте газ всё равно остаётся самым дешёвым топливом. Бензин же в среднем уже устоит все 35 рублей за литр. К слову, и эта цена наверняка не задержится - топливо в начале следующего года подорожает минимум на один рубль. По мнению экспертов, связано это с увеличением налоговой нагрузки на бизнес, в том числе на нефтяную отрасль. Соответствующие меры правительство готово принять, начиная с 2017 года. А это в свою очередь отразится на стоимости бензина.

За чей счёт издержки?

Ещё один тариф оказался под угрозой роста после такого скачка цены на топливо. Это проезд в общественном транспорте. Сегодня на большинстве частных маршрутах за проезд нужно заплатить 20 рублей. Как только в обществе заговорили о том, как изменились ценники на заправках. Сразу же возник вопрос - когда ждать роста тарифов в автобусах. А всё дело в том, что большинство машин на городских маршрутах, которые обслуживают частные предприниматели, работают на газу, дабы сэкономить на дорогом бензине. Но сейчас экономия оказалась под ударом и у маршрутчиков. Причём большинство горожан понимают, что избежать изменения тарифа вряд ли удастся.

- У нас цены повышали, когда особых причин на это не было, - говорит оренбурженка Валентина Ермолова. - А сейчас грех не воспользоваться ситуацией и не списать всё на очередной рост цен и инфляцию.

Сами перевозчики не скрывают - повышение стоимости на горюче-смазочные материалы - достаточно прилично влияет на пассажирские перевозки и стоимость тарифа. Ещё в начале года ГСМ стоил 14 рублей, а на сегодняшний день 22 рубля. Это огромный скачок за год.

Рост цены на газ - это и рост издержек на топливо. Перевозчикам придётся либо урезать зарплаты водителей, либо реже менять автобусы. Но, вероятнее всего, частники покроют расходы за счёт своих пассажиров, повысив стоимость проезда. А, как известно, чтобы увеличить тариф, транспортникам больше не нужно разрешение властей.

К слову, в столице восточного Оренбуржья частные перевозчики уже заявили о том, что тариф в орских автобусах изменится. Как сообщили в управлении по связям со СМИ администрации Орска, 14 октября, перевозчики уведомили мэрию об увеличении тарифа.

Они объяснили своё решение тем самым пресловутым ростом цен на топливо. Стоимость проезда в маршрутных микроавтобусах планируют повысить до 20 рублей в дневное время, в вечернее время после восьми часов - стоимость будет 25 рублей. Стоит отметить, что стоимость проезда в муниципальном транспорте останется без изменений. Проезд на автобусе стоит 14 рублей, на трамвае - 12 рублей.

Что касается муниципального транспорта в Оренбурге, то здесь цена пока останется прежней - 17 рублей.

- Наш транспорт не работает на пропане, - пояснил Максим ФАЗУЛЛИН, начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга. - У нас есть автобусы, которые заправляют метаном, но цены на него в последнее время не менялись. В основном муниципальный подвижной состав заправляют дизельным топливом. Так что менять ценовую политику у нас пока нет причин.

Послевыборное повышение?

Весь год цена на сжиженный газ в Оренбуржье была стабильной. Расти она начала в конце сентября, сразу же после выборов. Всего за десять дней топливо подорожало на четыре рубля.

По данным управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области с начала года стоимость газового моторного топлива в регионе возросла на 40% в мелкооптовом сегменте и на 6,3% в розничном.

По данным Оренбургстата, индекс потребительских цен на газомоторное топливо в сентябре 2016 года по сравнению прошлогодним показателем составил 113,4% (без учёта последней недели месяца, когда был зафиксирован очередной рост цен на газ). В июне средняя цена газового моторного топлива составила 15,92 рубля, в июле - 16,2 рубля, а в августе - 17,06 рубля. В сентябре на стоимость выросла до 18,5 рубля и выше. В начале октября она уже стремится к 22 рублям. При этом, на самих заправках резкий рост оправдывают тем, что серьёзно изменились закупочные цены, упоминая, что это, вероятно, не последние повышение.

Вместе с тем, в мониторинге министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области такой вид топлива как газомоторное отсутствует. В региональном правительстве фиксируют цены на бензин и дизельное топливо, поэтому ситуацию на газовых заправках пока не взяли на карандаш.

КОМПЕТЕНТНО

Рынок - на анализ

Римма МУСТАКИМОВА, пресс-секретарь Оренбургского УФАС России:

- В настоящее время в Управлении на рассмотрении находится жалоба одного из участников данного рынка на резкий рост закупочных цен на газомоторное топливо. Учитывая социально-значимый характер этого рынка, устные и письменные обращения, Оренбургским УФАС России принято решение о проведении исследования состояния конкуренции на мелкооптовом рынке в этом сегменте на территории Оренбургской области за период с 1 января 2015 по 1 октября 2016 года.

Так как сегодня в Оренбуржье на рынке продажи такого топлива, как пропан, работает порядка 50 предпринимателей и проверить нужно их всех, результаты анализа нашего ведомства можно будет ждать не раньше, чем через два месяца.

В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, касающегося необоснованного повышения цен на сжиженный углеводородный газ, либо это согласованные действия между продавцами газа, то будут приниматься соответствующие меры антимонопольного реагирования, будут возбуждаться комиссионные дела, далее административные и соответственно наложен оборотный штраф.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Плюс два рубля к тарифу?

Елена АНДРЮЩЕНКО, председатель некоммерческого партнёрства «Пассажирский альтернативный транспорт»:

- Если учесть, что в расчёте федерального министерства транспорта в тарифе на проезд 25% - это затраты на топливо и ГСМ, то любое подорожание на заправках напрямую сказывается на конечной стоимости проезда. Сегодня при тарифе в 20 рублей в городском транспорте 5 рублей - это те самые затраты на ГСМ. Однако с начала года эта строка расходов выросла почти на 40% и фактически на топливо мы тратим уже 7 рублей. Разницу в 2 рубля мы должны покрыть либо сокращая свои расходы, либо закладывая её в тариф для пассажиров. Я не могу сказать, что мы уже сейчас готовы повысить цены в автобусах, но не отрицаю, что такая вероятность покрытия наших издержек всё же рассматривается. При этом, я уверена, что проблему с ценами на заправках должны решать не перевозчики, а сами горожане и журналисты, поднимая общественный интерес к этой проблеме и привлекая внимание к тому, что происходит на рынке топлива.

Ждать два месяца, пока в этом разберётся УФАС, мы не сможем, поэтому уже в ближайшее время решим, за счёт чего покроем издержки - за счёт сокращения водителей, урезания их зарплаты, уменьшения количества моек автобусов или всё же за счёт роста тарифов.