Торговую сеть могут наказать за отказ заключить договор с местным производителем

 

- Здравствуйте! Я автолюбительница, хотела спросить о наболевшем. Почему неумолимо растут цены на бензин? Причем они разные на заправках, но если одни подняли, то синхронно меняют ценники и другие.

- Предполагал, что это самая злободневная тема. За 2011 год цена на бензин подскочила на 17 процентов при официальном уровне инфляции 6,1 процента. Снижение стоимости наблюдалось лишь в конце года - начале января 2012 года. После того как в ноябре по итогам административного расследования ОАО «Башнефть» за установление монопольно высокой цены на бензин «АИ-92» и дизельное топливо оштрафовали на 778 миллионов рублей. Но этот штраф был наложен на общество по завышению цен в марте и апреле. Должен быть временной промежуток, чтобы мы могли проанализировать ситуацию и принять меры. Сейчас как раз занимаемся скачком, который наблюдался в октябре - ноябре. Возможно, и здесь выявим нарушения. За прошлый год ФАС наложило на нефтяные компании штрафы на 20 миллиардов рублей.

Хотя в условиях рыночной экономики в стране нет госрегулирования стоимости горюче-смазочных материалов. Их стоимость должна складываться в условиях конкурентной борьбы. Что касается разбега цен на АЗС, стоимость самого ходового «АИ-92» действительно колеблется от 22,9 рубля до 25,95 рубля. Цена у каждого производителя складывается исходя из закупочной стоимости нефти, условий ее переработки и логистики при транспортировке готовой продукции. Есть несколько операторов оптового звена («Оренбургнефтепродукт», которое входит в состав «Башнефти») и масса розничных («Салават», «Лукойл-Уралнефтепродукт»).

Почему синхронно меняют ценники? Думаю, что естественная конкуренция на этом рынке развита плохо, вхождение других операторов затруднительно. Нужно решить массу вопросов по выделению земельного участка, вложить значительные финансовые средства в строительство. А качественный бензин по более низкой цене продавать не будешь. Мы практически ежедневно мониторим цены на АЗС почти всех операторов и отслеживаем ситуацию не только в рознице, но и на оптовом рынке. Смотрим также, чтобы доминирующая компания не устраивала дискриминацию в отношении мелких заправок, не отказывала им в заключении договора и не завышала оптовые цены. Если в регионе возникает дефицит с поставкой нефтепродуктов, жестко спрашиваем с компаний, которые допустили перебои. Чтобы такой ситуации избежать, отслеживаем остатки нефтепродуктов на всех нефтебазах.



- Скажите, вы контролируете проведение тендеров на осуществление госзаказов? Почему ремонт дорог постоянно осуществляет одна и та же фирма, которая кладет асфальт из рук вон плохо? Для чего тогда конкурс? Такое ощущение, что для галочки, на самом деле все давно куплено.

- Думаю, что закон о размещении государственного или муниципального заказа позволяет добросовестному заказчику определить добросовестного исполнителя. Надо только четко и грамотно сформулировать свои требования к качеству, условия и лот. В течение всего периода заказчик контролирует работу, конкретное должностное лицо подписывает акт выполненных работ, а значит и берет на себя ответственность. Заставить исполнителя переделать или возместить ущерб, который он нанес ненадлежащим исполнением заказа, можно в судебном порядке. Мы вправе влиять на ситуацию, если чью-то заявку на участие в конкурсе по непонятным причинам отклонили. Сейчас рассматривают закон, по которому контроль над размещением и выполнением заказа предлагают возложить на общественные советы.

- Почему по ремонту школ часто возникают нарекания?

- Потому что деньги из бюджета начинают поступать в конце мая - начале июня. Только после этого объявляется аукцион, продолжительность которого не менее 45 дней. Процедура длится вплоть до конца июля, а 22 августа уже начинается приемка школ. О каком качестве работ и качественном размещении заказа можно вести речь? Если бы деньги на расчетный счет муниципального образования поступали в январе, можно было спокойно их распределить и до летних каникул запустить процесс.



- Насколько знаю, по закону магазины должны занимать не более 25 процентов рынка, а где я живу на улице Конституции, в шаговой доступности четыре магазина сети «Магнит».

- Вы правы. По закону об основах регулирования торговой деятельности этого быть не должно. Но это касается только выделения площадей и разрешения на строительство, предприниматель же обычно арендует помещение. Пока мы имеем трудности со статистикой, Минэкономразвития не определило критерии, по которым Росстат должен собирать сведения и определять долю конкретной сети магазинов в муниципальном образовании. Надеюсь, в первом полугодии этого года статистика появится. Тогда мы сможем выставлять требования администрации Оренбурга и правительству области по выдаче разрешений на строительство или аренду государственного муниципального имущества той или иной торговой сети.

- Нельзя на них повлиять, чтобы они работали в первую очередь с местными производителями?

- Отличный вопрос. Закон запрещает дискриминацию при заключении договора с конкретным поставщиком. Мы рады рассмотреть жалобы местных производителей, если с ними не заключают контракты, не принимают продукцию, не хотят размещать на полках с наиболее ходовым товаром. Применим санкции к этой сети. Несколько административных дел по этому поводу уже рассмотрели, наложили штраф. Другое дело, что порой качество местной продукции оставляет желать лучшего. Торговая сеть вправе требовать, например, чтобы овощи были помыты, упакованы, товар выглядел привлекательно для покупателя.



- На телеканале «Россия» идет реклама ковров, где звучит странное слово «ковразм». Ассоциации, надо сказать, малоприятные.

- Возьмем на заметку, спасибо за подсказку. Это тема нашего регулирования. При УФАС области есть экспертный совет, в состав которого входят научные сотрудники, представители духовенства, преподаватели ОГПУ - филологи, психологи, которые дают оценку той или иной рекламе. Неважно, идет она по ТВ, радио, располагается на билбордах или в печатных СМИ. Если рекламу признают непристойной, как недавно по медцентру «Елизавета» с полуголым мужчиной или печально известному «МММ», то члены экспертного совета при Оренбургском УФАС России признает ее ненадлежащей и в дальнейшем будут приняты все меры по ее устранению. Есть жесткие требования к рекламе сигарет, спиртного, лекарств, медицинских услуг.

Мы в коллективе сходимся во мнении, что лекарства нельзя рекламировать, их должны отпускать по рецепту врача (за рубежом без него разве что вату и бинт купишь). У нас без подобных роликов ни одна рекламная пауза не обходится. Раньше был запрет на использование в рекламе образа ребенка. Сейчас законодатель дал послабления и фармацевтические фирмы, как следствие, стали нещадно эксплуатировать этот образ. Люди берут то, что рекламирует «голубой экран», а младенец в итоге страдает от неправильного лечения. Второй вопрос: соответствие продуктов тому образу, который рисует реклама. О каких, к примеру, живых бактериях в йогурте может идти речь, если срок его хранения составляет полгода? Но это лишь наши предложения. Мы правоприменители, все должно быть прописано в законе о рекламе, который явно нужно ужесточать.



- Кругом появилась реклама фирмы «Мистер займов», предлагающей брать деньги под проценты, но они там огромные. Вы вправе приструнить кредитные учреждения в части взимаемых процентов?

- Деятельность финансовых организаций регулируется не нами. Мы рассматриваем лишь взаимоотношения с клиентом, когда, например, условия договора - этот самый процент - прописаны таким мелким шрифтом, что человек не обратит на него внимание. Без юридических знаний разобраться сложно. Если человек подписал документ, оспаривать введение его в заблуждение можно только в арбитражном суде. Но если заемщик говорит, что для снижения ставки банк навязывает ему услугу по страхованию жизни или какие-либо другие услуги, которые, как выясняется позже, совсем и не обязательны для этого заемщика, то это наша сфера разбирательств. Такие ситуации часто бывают, особенно в сфере автокредитования. Схема обычно следующая: лицу навязывают автостраховку по расценкам значительно выше тех, по которым он мог оформить договор в офисе страховой компании. За такие ситуации мы после возбуждения дела можем наказать и банк, и страховую компанию.

- Скажите, вы отслеживаете цены на жизненно необходимые лекарственные препараты и услуги ЖКХ?

- Когда происходят резкие скачки, то да. Если тариф установлен, а хозяйствующий субъект его превышает, то это прямое нарушение ФЗ «О Защите конкуренции» ст. 10 «запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением».

- Вы только по жалобам работаете?

- В 2011 году из 166 дел по нарушению антимонопольного законодательства 107 дел возбуждено по нашей инициативе. Мы вправе проводить проверки, которые согласовываем с прокуратурой, но не чаще одного раза в три года. По жалобам проводятся внеплановые проверки. Мы не занимаемся оперативно-розыскной деятельностью, заявитель должен сам принести доказательство нарушения и ущемления своих прав. Выслушав одну сторону, делаем запрос другой стороне и начинаем анализировать. Часто стороны в процессе приходят к компромиссу и быстро устраняют нарушения. Газовиков, к примеру, оштрафовали на 93 миллиона рублей за то, что они, не разбираясь, отключают потребителя. Так не должно быть. Вы сначала разберитесь, а потом применяйте карательные меры.



- Расценки на оформление документов в МФЦ, услуги нотариуса вы контролируете?

- Раньше нотариусы выпадали из сферы нашего влияния, но с 7 января этого года начал действовать новый закон. Сразу у нас появилась жалоба, потому что нотариусы берут за свои услуги по максимуму. Будем проверять. В этом году мы также начали контролировать оказание государственных и муниципальных услуг, но только в части расчета и платности, насколько правомерна назначенная стоимость услуг.



ДОСЬЕ «КП»

ОКШИН Владимир Васильевич родился 1 мая 1957 года в селе Чеботарево Кувандыкского района. В июне 1983 года окончил Оренбургский государственный педагогический институт, в 2002 году - Российскую академию госслужбы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление», кафедра «Государственное регулирование экономики».

16 августа 2002 года в Оренбургском управлении на должность руководителя назначен Окшин Владимир Васильевич, который по сей день является его руководителем в классном чине государственного советника Российской Федерации 2 класса.

Женат, воспитывает сына-гимназиста (есть взрослый сын от первого брака).

Хобби: спорт (волейбол), отдых на природе, книги.



«Прямую линию» провела и подготовила Екатерина САРЫЧЕВА.