Оренбургским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в границах Оренбургской области

Сфера деятельности: Анализ рынков

 

Данный анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 года, по итогам которого составлен Аналитический отчет.

Целью исследования рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Оренбургской области является установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, реализующих моторное топливо мелким оптом на территории Оренбургской области.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются автомобильные бензины и дизельное топливо, которые сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

В Общероссийском классификаторе внешнеэкономической деятельности «ОК-029-2007» оптовая (мелкооптовая) торговля моторным топливом классифицируется кодом ОКВЭД 51.51.2 - «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Исходя из особенностей их функционального назначения, различий в технических характеристиках, большинство участников мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов отмечают невозможность объединения низкооктановых марок бензинов и высокооктановых в две самостоятельные группы. Поэтому в целях настоящего анализа были определены следующие группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторного топлива - автомобильные бензины групп с октановым числом (ОЧ):

- «нормальный» (ОЧ=80);

- «регулярный» (ОЧ-91/92/93);

- «премиальный» (ОЧ=95);

- «супер» (ОЧ=98);

- дизельное топливо (в том числе «зимнее» и «летнее»).

Географическими границами мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов предварительно были определены административные границы Оренбургской области без выделения внутри рынка локальных мелкооптовых рынков в границах муниципальных образований. Это обусловлено тем, что на территории Оренбургской области осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект (ОАО «Оренбургнефтепродукт», входящий в состав ВИНК ОАО АНК «Башнефть»), который эксплуатирует 16 нефтебаз расположенных по всей территории Оренбургской области с запада на восток. Все основные покупатели нефтепродуктов имеют возможность обслуживаться на любой удобной для них нефтебазе. В связи с этим, не представляется целесообразным дробить региональный мелкооптовый рынок реализации нефтепродуктов на более мелкие локальные рынки. Таким образом, мелкооптовый рынок реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в Оренбургской области является региональным, географические границы рынка - территория Оренбургской области.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих мелкооптовый рынок реализации нефтепродуктов по их видам, позволили сделать вывод о том, что мелкооптовый рынок нефтепродуктов является высоко концентрированным как в 2010 году, так и в 2011году в пределах всех изучаемых групп нефтепродуктов.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Для развития конкуренции на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества конкурентноспособных независимых участников рынка.

Независимые участники рынка должны иметь возможность получать нефтепродукты, производимые ВИНК, по тем же ценам и на тех же условиях, что и предприятия входящие в группу лиц данной ВИНК.

Также для развития конкуренции на данном товарном рынке целесообразно принять меры для того, чтобы сбытовая политика ВИНК была «прозрачной» и не влияла на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, т.к. в это время независимые участники рынка испытывают острый дефицит продукта, а компании входящие в ВИНК его не ощущают, что также сказывается на развитии конкуренции.

С целью исполнения функции антимонопольного органа по контролю за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих хозяйствующих субъектов и по предупреждению монополистической деятельности, приказом Оренбургского УФАС России, группа лиц в составе: ООО «Фриз»ООО «ТТТ» включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, на товарном рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Оренбургской области, в продуктовых границах реализации бензина марки АИ-98 с долей более 50 %, и подтверждено нахождение в Реестре ОАО «Оренбургнефтепродукт» на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов в Оренбургской области.