Акт проверки администрации МО Пономаревский район

Категория отчета: Статистика и отчеты

На основании Приказа Оренбургского УФАС России №70-п от 23.07.2015г.  в период с 03 августа по 02 сентября 2015г.  проведена плановая выездная проверка Администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области.

Копия приказа о проведении плановой выездной проверки получена Администрацией м/о Пономаревский район Оренбургской области 28.07.2015г. по факсу. С копией приказа о проведении плановой выездной проверки ознакомлен 03.08.2015г.  глава муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области –  <…..>

Лица, проводившие проверку:

<…..>- руководитель инспекции, начальник отдела контроля органов власти;

<…..>член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<…..>член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти.

При проведении проверки присутствовал глава муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области –  <…..>

Руководителем проверяемого лица в период плановой выездной проверки являлся Глава муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области – <…..> (решение территориальной избирательной комиссии Пономаревского района  № 360 от 11.10.2010г. «О результатах выборов главы муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области»).

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009г.  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» при принятии актов, совершении действий, бездействий Администрацией м/о Пономаревский район Оренбургской области за период с 03.08.2012г. по 03.08.2015г.

Место проведения плановой проверки: Оренбургская область, Пономаревский район п. Пономаревка.

В ходе проверки был проведен правовой анализ распоряжений и постановлений Администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области, договоров аренды и иных договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, правовой анализ договоров с финансовыми организациями, анализ соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройству,  а также иных документов, имеющих отношение к предмету проверки за период с 03.08.2012г. по 03.08.2015г.

 

Проверкой  установлено следующее:

 

1. В ходе анализа распоряжений, постановлений Администрации м/о Кувандыкский район Оренбургской области за период с 01.06.2012г. по 01.06.2015г. на предмет соблюдения ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона  № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено следующее.

20.06.2012г. администрацией МО Пономаревский район принято постановление № 443-п «Об утверждении административных регламентов». Пунктом 1 постановления утвержден регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на территории МО Пономаревский район (далее Регламент).

Согласно п. 2.6. Регламента для получения муниципальной услуги заявитель должен представить заявление установленной формы, а также приложить следующие документы: кадастровые паспорта зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, с экспликацией и планом земельного участка; другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

Между тем, согласно ч.17 ст.46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Иной порядок предоставления ГПЗУ по обращению заявителя Кодексом не установлен.

ГрК РФ не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.

Таким образом, предъявление органом местного самоуправления заявителю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче ГПЗУ различных документов не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ "О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области" правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона  № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст.7).

Согласно п.1ч.1ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в актах администрации МО Пономаревский район усмотрены признаки нарушения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2.                 В ходе анализа  документов м/о Пономаревский район Оренбургской области на предмет соблюдения требований ст. 15-20 Федерального закона «О защите конкуренции»  установлено следующее.

26.02.2013г. администрацией МО Пономаревский район принято постановление № 151-п «О предоставлении земельного участка государственной собственности в аренду ООО «Орензнакъ», согласно которому ООО «Орензнакъ» предоставляется земельный участок, площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита.

Согласно представленным пояснениям данное постановление направлено на оформление правоотношений с ООО «Орензнакъ», в связи с  самовольным размещением обществом рекламной конструкции на территории МО Пономаревский район.

В настоящее время договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО «Орензнакъ» не заключен, постановление не реализовано. Между тем, в ходе проверки установлено, что на территории МО Пономаревский район расположено 3 рекламные конструкции (щит 3x6). При этом сведения о проведении торгов, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций отсутствуют.

В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно частям 21 — 21.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В случае если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Учитывая изложенное, Федеральным законом «О рекламе» установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Федеральным законом «О рекламе», является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Федеральным законом «О рекламе», должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ.

Согласно п. 15.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

 

Учитывая изложенное в действиях администрации МО Пономаревский район усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

3.        В ходе анализа  распоряжений и постановлений, соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети,  объектов коммунальной инфраструктуры и  иных договоров за период с 03.08.2012г. по 03.08.2015г., на предмет соблюдения  ст.15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях Администрации м/о Пономаревский район Оренбургской области установлено следующее.

 

3.3. В 2014г. между МАДОУ ДС «Улыбка» и ООО «РЕМОТДЕЛКА» заключен договор подряда по вопросу ремонту здания автономно учреждения, а именно:

 - № 2 от 02.10.2014г., согласно которому подрядчик выполняет работы по капитальному ремонту здания автономного учреждения  (фасад) на сумму 348 547 руб.;

- № 35 от 22.09.2014г. согласно которому подрядчику необходимо выполнить работы по капитальному ремонту фасада здания автономного учреждения на сумму 399 781 руб.;

- № 36 от 29.09.2014г., согласно которому подрядчик выполняет работы по устройству фасада здания автономного учреждения на сумму 397 195 руб.;

- № 38 от 08.10.2014г., согласно которому подрядчику необходимо выполнить работы по устройству фасада здания автономного учреждения на сумму 379 470 руб.;

- № 39 от 13.10.2014г., согласно которому подрядчику необходимо выполнить работы по капитальному ремонту фасада здания автономного учреждения на сумму  205 000 руб.

Согласно актам КС-2,КС-3 работы выполнены ООО «РЕМОТДЕЛКА» на сумму 348 547 руб., 399 781 руб., 397 195 руб., 379 470 руб., 205 000 руб. соответственно.

3.4. 28.08.2013г. между МБОУ «Наурузовская средняя общеобразовательная школа» и ООО «АлькорТрансСтрой» на основании п.6 ст.55 Закона о размещении заказов  заключен договор подряда № 12 на выполнение работ по противоаварийным мероприятиям и капитальному ремонту здания школы, согласно которому  подрядчик должен выполнить работы по противоаварийным мероприятиям и капитальному ремонту здания школы на сумму 19 138 591 руб. срок исполнения договора – до 31.12.2013г.

 Согласно акту о приемке выполненных работ  № 1 от 31.10.2103г. общество выполняло работы по ремонту и смене пола, замене оконных и дверных проемов, а также отделочные, сантехнические работы; осуществляло установку мебели; замену силового электрооборудования и освещения, благоустройство территории и т.д.

 

В соответствии с ч.  1  ст.  2  Федерального закона от 03.11.2006  г.  № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация,  созданная Российской Федерацией,  субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ,  оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти,  полномочий органов местного самоуправления в сферах науки,  образования,  здравоохранения,  культуры,  социальной защиты,  занятости населения,  физической культуры и спорта,  а также в иных сферах в случаях,  установленных федеральными законами.

Согласно п.  3  ст.  4  Федерального закона от 03.11.2006  N  174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)  задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,  закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств,  выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества,  расходов на уплату налогов,  в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество,  в том числе земельные участки.

Таким образом,  Федеральным законом от 03.11.2006  № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусмотрено государственное (муниципальное)  финансирование капитального ремонта недвижимого имущества.

Расходы на капитальный ремонт и обустройство прилегающей территории не могут быть отнесены к расходам на содержание недвижимого имущества автономного учреждения в силу следующего.

В соответствии с п.  1  ст.  252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты,  оценка которых выражена в денежной форме.  Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,  подтвержденные документами,  оформленными в соответствии с законодательством РФ.  Расходами признаются любые затраты при условии,  что они произведены для осуществления деятельности,  направленной на получение дохода.

В соответствии с п.  2  ч.  1  ст.  253  НК РФ расходы,  связанные с производством и реализацией,  включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию,  ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества,  а также на поддержание их в исправном (актуальном)  состоянии.

Таким образом, нормы Налогового кодекса выделяют самостоятельно расходы на содержание и эксплуатацию имущества и его ремонт.

В соответствии с пунктом 66  Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств,  утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003  № 91н содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.  Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта,  модернизации и реконструкции.  Согласно пункту 67  Методических рекомендаций затраты,  производимые при ремонте объекта основных средств,  отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода)  материальных ценностей,  начисления оплаты труда,  задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. 

Таким образом,  расходы на содержание недвижимого имущества автономного учреждения и расходы на его ремонт, и обустройство прилегающей территории являются самостоятельными видами расходов.

Учитывая изложенное, ни Федеральный закон № 174-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не содержат положений,  предусматривающих наделение автономных учреждений субсидиями на капитальный ремонт недвижимого имущества и благоустройство территорий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).

В соответствии с п.4  ч.1 ст. 31 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч.  2  ст.  1  Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений,  за исключением случаев,  если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями,  созданными в соответствии с международными договорами,  участником которых является Российская Федерация,  а также международными финансовыми организациями,  с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

В соответствии со ст.  5  Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке,  предусмотренном настоящим Федеральным законом,  действия заказчиков,  уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей,  подрядчиков)  в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов,  а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров,  выполнение работ,  оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также -  контракты),  а в случае,  предусмотренном пунктом 14  части 2  статьи 55  настоящего Федерального закона,  в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Из анализа приведенных норм в совокупности следует,  что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.  При этом указанные работы (услуги)  являются полномочиями органов местного самоуправления.  Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг)  для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусмотрено.  Указанные работы (услуги)  относятся к муниципальным нуждам и финансирование их выполнения осуществляется в порядке,  предусмотренном Законом о размещении заказов.

Правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (ремонт здания школы) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса, согласно которой  размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

Кроме того,  предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд,  поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров,  работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований.  Кроме того,  для размещения заказов на поставки товаров,  выполнения работ,  оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о размещении заказов.

Частью 1 ст.54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" целями осуществления закупок является в т.ч. выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, капитальный ремонт зданий автономных учреждений,  систем электроснабжения, путей эвакуации являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере Управление образования администрации м/о Пономаревский район не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов Закона о контрактной системе. Вследствие чего хозяйствующие субъекты были лишены доступа на рынок по производству общестроительных  работ (ОКВЭД 45.21) в границах муниципального образования Пономаревский район, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке,  недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Рынок по строительству, осуществлению отделочных работ на территории Оренбургской области является конкурентным. Так на территории Оренбургкой области деятельность по строительству, монтажу, ремонту, осуществляет следующие хозяйствующие субъекты: ИП Ионов Е.М., ООО «СнабСтройИнвест», ООО «Оренбурггражданстрой», ООО «Артивиа», ЗАО «Оренбургнефтехиммонтаж», ООО «Оренбургзаводстройсервис» ООО «Группа СПЕКТР», ООО «УралРемСтрой», ИП Аскеров М.Т. оглы, ООО «Блиц-2» и др.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом, в частности такие случаи установлены статьей 55 Закона о размещении заказов, содержащей исчерпывающий перечень оснований для размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг лишь в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Следовательно, указанное положение Закона о размещении заказов предусматривает два основания размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): возникновение непреодолимой силы и (или) необходимость срочного медицинского вмешательства. При этом обязательным условием является отсутствие целесообразности в размещении заказа иными способами, требующими затрат времени.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой подразумеваются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций, в соответствии со статьей 1 ФЗ N 68-ФЗ, - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Учитывая изложенное, капитальный ремонт школы не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.

В связи с этим обстоятельства, явившиеся основанием для заключения  контракта без проведения торгов с единственным подрядчиком, не являются непреодолимой силой.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к  ограничению доступа на товарный рынок.

Таким образом, в действиях отдела образования администрации МО Пономаревский район усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

4.                 В ходе проверки соблюдения требований ч.1 ст.18 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органы местного самоуправления  осуществляют отбор финансовых организаций, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг признаков нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Вывод:

 

В ходе проверки актов и действий Администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области установлены признаки нарушения  ч.1 ст.15, п.2 ч.1 ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.  «О защите конкуренции».

 

Копии документов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, имеются в материалах проверки.

 

Руководитель инспекции

Начальник отдела контроля органов

власти Оренбургского УФАС России                                                                 <…..>

 (подпись отсутствует в связи с нахождением в очередном ежегодном отпуске)

 

Члены инспекции:

Специалист-эксперт

отдела контроля органов власти

Оренбургского УФАС России                                                                               <…..>

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                              <…..>

 

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                              <…..>

 

 

 

Акт в 2-х экземплярах составлен: <...>

 

 

С учетом местонахождения администрации МО Пономаревский район Оренбургской области второй экземпляр акта направлен почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

 

Руководитель инспекции                                                                                     <…..> (подпись отсутствует в связи с нахождением в очередном ежегодном отпуске)

 

Согласно п.3.87 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (утв. Приказом ФАС России от  25.05.2012  № 340):  Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.