• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Акт проверки администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области

Категория отчета: Статистика и отчеты

На основании Приказа Оренбургского УФАС России №58-п от 20.04.2017г.  в период с 01 мая по 31 мая 2017г. проведена плановая выездная проверка администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области.

Копия приказа о проведении плановой выездной проверки получена администрацией МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области 26 апреля 2017г. посредством электронной почты. С копией приказа о проведении плановой выездной проверки ознакомлен 04.05.2017г. глава муниципального образования Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области – «…..» (решение № 01-07/52 от 11 ноября 2013 г. «О регистрации   главы МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области по единому избирательному округу включающему всю территорию Домбаровского поссовета»).

Лица, проводившие проверку:

«….» – руководитель инспекции, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«….» - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«….» - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«….» - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России.

При проведении проверки присутствовали: глава муниципального образования Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области «…», сотрудники администрации муниципального образования Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области.

Руководителем проверяемого лица в период плановой выездной проверки являлся Глава муниципального образования Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области «…» (решение № 01-07/52 от 11 ноября 2013 г. «О регистрации главы МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области по единому избирательному округу включающему всю территорию Домбаровского поссовета»).

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009г.  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» при принятии актов, совершении действий, бездействий Администрацией МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области за период с 01.05.2014г. по 01.05.2017г.

Место проведения плановой проверки: Оренбургская область, Домбаровский район, п. Домбаровский.

В ходе проверки был проведен правовой анализ распоряжений и постановлений Администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области, договоров аренды и иных договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, договоров с финансовыми организациями, соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройству,  а также иных документов, имеющих отношение к предмету проверки за период с 01.05.2014г. по 01.05.2017г.

Проверкой  установлено следующее:

 

1. В ходе анализа распоряжений, постановлений Администрации МО Домбровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области за период с 01.05.2014г. по 01.05.2017г. на предмет соблюдения ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона  № 381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено следующее.

1.1  Администрацией МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области принято постановление № 82 от 02.09.2013г. «Об определении на территории Домбаровского поссовета Домбаровского района Оренбургской области границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее – постановление № 82 от 02.09.2013г.), которым утвержден перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции (приложение № 1), определен способ расчета расстояния (п.2), установлены минимальные значения расстояний от организаций и (или) объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий (п.2), утверждены схемы границ прилегающих к организациям и (или) объектам территорий (п.3).

В соответствии с п.2 постановления № 82 от 02.09.2013г. прилегающую территорию организаций и (или) объектов, перечисленных в приложении № 1 к настоящему постановлению, определить по всему периметру земельного участка для запрета розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для каждой организации и (или) объекта.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ)

Статьями 1 и 3 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, а законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п.1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ).

В п. 2 ст. 1 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

В силу п.1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров с 1 июля 2017 года.

        Абзац 2 п.5 ст. 16 Закона № 171-ФЗ устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

        В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ограничения продажи алкогольной продукции входит только установление дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, отличного от ограничения, уже установленного федеральным законодательством.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – Правила № 1425).

        Согласно п. 1 Правил № 1425 определение границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, относится к компетенции органов местного самоуправления.

        Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

        Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.11.2000 № 15-П наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71-73).

        Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе о недопущении розничной продажи алкогольной продукции в некоторых организациях и объектах, а также на прилегающих к ним территориях.

        Во исполнение ст. 16 Закона № 171-ФЗ постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. утверждены Правила № 1425.

        Пунктом 2 Правил № 1425 установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к объектам военного назначения.

        В пункте 4 Правил № 1425 устанавливается, что территория, прилегающая к организациям и объектам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты,  которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – дополнительная территория).

        Дополнительная территория определяется:

- при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;

- при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект (п.5 Правил).

        Согласно пп. «б» п.3 Правил № 1425 обособленной территорией является территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

        Также, п.4 ст. 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в п.2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (п.7 Правил № 1425).

        Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в п.2 Правил (п.8 Правил № 1425).

        Пунктом 2 постановления № 82 от 02.09.2013г. установлен расчет расстояния от организаций и (или) объектов, перечисленных в приложении № 1 к настоящему постановлению.

        Таким образом, постановление № 82 от 02.09.2013г. устанавливает, что расчет расстояния определяется по всему периметру земельного участка.

        Следовательно, схема расчета расстояния, установленная постановлением № 82 от 02.09.2013г., противоречит положениям Правил № 1425 (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1425).

        Правила № 1425 устанавливают конкретную формулировку способа расчета расстояния «от входа для посетителей» на обособленную территорию, либо здание (строение, сооружение) «до входа для посетителей в стационарный торговый объект».

        Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя представленные им полномочия в данной сфере, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление № 82 от 02.09.2013г. не соответствует ст. 16 Закона № 171-ФЗ и Правилам № 1425.

Кроме того, пункт 2 постановления № 82 от 02.09.2013г. допускает его неоднозначное толкование и, следовательно, может привести к произвольному его применению.

Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой формы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (ст. 19) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (ст. 4,15). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит – к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления КС РФ от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П и от 11.11.2003 № 16-П).

Следовательно, администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области в постановлении № 82 от 02.09.2013г. необходимо привести формулировку, определяющую способ расчета расстояния, в соответствии с пунктом 5 Правил № 1425.

Приложением № 1 к постановлению № 82 от 02.09.2013г. является Перечень мест нахождения организаций и (или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в котором указано как место нахождения источника повышенной опасности – Физкультурно-оздоровительный комплекс с игровым залом «Колос» (п. 7.1).

В соответствии с п.1 Правил № 1425 розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из постановления Правительства Оренбургской области № 300-п от 11.04.2013г. «Об определении на территории Оренбургской области мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» определено, что на территории Оренбургской области местами нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, являются территории в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 12.09.2013г. № 769-п.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 12.09.2013г. № 769-п «Об утверждении перечней потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, крупных объектов культуры, спорта и торговли, расположенных на территории Оренбургской области» физкультурно-оздоровительный комплекс с игровым залом «Колос» отсутствует в данном перечне, то есть, не является местом нахождения источника повышенной опасности, в котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Следовательно, указанный объект (физкультурно-оздоровительный комплекс с игровым залом) должен быть исключен из Перечня мест нахождения организаций и (или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, так как не является источником повышенной опасности, перечень которых определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

На основании абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 N 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст.7).

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, в действиях администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившегося в издании акта, который может повлечь недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

2.В ходе анализа договоров аренды, безвозмездного пользования, заключенных Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области на предмет соблюдения требований ст.ст.15-20  Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» установлено следующее.

2.1. 29.10.2014г. между администрацией МО Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области и ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» заключен договор безвозмездного пользования имуществом № 1 (здание станции II подъем, здание КНС, скважины артезианские, водопровод, уличная сеть, коллектор центральный, канализационные сети) (п.1.1. договора и приложение № 1 к договору). В соответствии с п.1.2. данного договора имущество передается на неопределенный срок.

Как установлено в ходе проведения проверки торги при заключении вышеуказанного договора не проводились. Договор до настоящего времени не расторгнут.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

 Согласно ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

 Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 4 статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Передача прав на государственное или муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган  муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы  и  выборные  должностные лица  местного  самоуправления,     предусмотренные уставом муниципального образования и  обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, в действиях администрации МО Домбаровский поссовет Домбаровского районаОренбургской области усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения публичных процедур.

2.2. 12.08.2015г. ООО «Золотая Нива» обратилось в администрацию Домбаровского поссовета Домбаровский район Оренбургской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях выращивания зерновых культур из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 56:11:0486001.

11.09.2015г. Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области постановлением № 169-п от 11.09.2015г. утверждена схема расположения земельного участка (номер кадастрового квартала 56:11:0416001

18 января 2016г. Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области заключен с ООО «Золотая Нива» (ИНН  5628005296) договор аренды № 1/910, находящегося в государственной собственности земельного участка.

Предметом договора является предоставление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номеров 56:11:0416001:3, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Домбаровский район, поселок Домбаровский. Разрешенное использование: для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, общей площадью 1447882,0 кв.м. (п.1.1 Договора).

Участок предоставляется сроком с 18.01.2016г. по 18.01.2065 г.(п.2.1 Договора).

  1. 12.08.2015г. ООО «Золотая Нива» обратилось в администрацию Домбаровского поссовета Домбаровский район Оренбургской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях выращивания зерновых культур из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 56:11:0308032.

11.09.2015г. Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района издано Постановление № 168-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Согласно п.1 указанного постановления утверждена схема расположения земельного участка с номером кадастрового квартала 56:11:0301032, вид разрешенного использования - группа 1 , код вида разрешенного использования 1.2: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур.

25 марта 2016г. Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области (Арендодатель) заключен с ООО «Золотая Нива» (ИНН  5628005296) (Арендатор) договор аренды № 7/915, находящегося в государственной собственности земельного участка.

Согласно п1.1 договора в аренду ООО «Золотая Нива» предоставляется в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 56:11:0301032:81, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Домбаровский район, поселок Домбаровский. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 1748846,0 кв.м.

Срок  аренды участка устанавливается с 25.03.2016г. по 18.01.2065г. (п.3.1 Договора).

Согласно ч.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.12 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности может быть заключен без проведения торгов, в том числе,  в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственным организациям, участвующим в  программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п.8 ст.10 Федерального закона «"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Таким образом, в ходе проведения проверки Администрацией м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района не представлено правовых оснований для заключения вышеуказанных договоров с сельскохозяйственной организацией – ООО «Золотая Нива» без торгов.

Кроме того,  с учетом п.8.ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» договор с сельскохозяйственной организацией, которая участвует в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, может быть заключен на срок не более пяти лет.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ « О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

С учетом изложенного, в действиях администрации м/о Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области, выразившихся в несоблюдении требований земельного законодательства при распоряжении земельными участками с кадастровым № 56:11:0416001:3, № 56:11:0301032:81 усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

3..В ходе проверки соблюдения требований ч.1 ст.18 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органы местного самоуправления  осуществляют отбор финансовых организаций, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг признаков нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

  1. . В ходе анализа распоряжений и постановлений, соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, объектов коммунальной инфраструктуры и  иных договоров за период с 01.05.2014 г. по 01.05.2017 г., на предмет соблюдения  ст. 15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях администрации МО Домбаровский район Оренбургской области нарушений не выявлено.

Вывод:

 

В ходе проверки актов и действий Администрации муниципального образования Домбаровский поссовет Домбаровского района Оренбургской области установлены признаки нарушения  ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Копии документов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, имеются в материалах проверки.

 

Руководитель инспекции:

 

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов

  • Оренбургского УФАС России                                            «…..»     

 

Члены инспекции:

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                  «…..»

   

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                  «……»

(подпись специалиста-эксперта отсутствует в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске (Приказ № 35о от 15.05.2017г.)

 

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                               «….»

 

 

Акт в 2-х экземплярах составлен: «….», «…..», «….»

 

 

Руководитель инспекции                                                                 «……»

 

Согласно п.3.87 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (утв. Приказом ФАС России от  25.05.2012  № 340):  Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.