Акт проверки администрации МО Домбаровский район Оренбургской области

Категория отчета: Статистика и отчеты

На основании Приказа Оренбургского УФАС России № 57-п от 20.04.2017 г.  в период с 01 мая по 31 мая 2017 г. проведена плановая выездная проверка администрации МО Домбаровский район Оренбургской области.

Копия приказа о проведении плановой выездной проверки получена администрацией МО Домбаровский район Оренбургской области 26 апреля 2017 г. по факсу. С копией приказа о проведении плановой выездной проверки ознакомлен 02.05.2017 г. глава муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области – «…» (распоряжение №3-1 от 15 октября 2015 г. «Об избрании главы муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области»).

Лица, проводившие проверку:

«…» – руководитель инспекции, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«….».- член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«….» - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России;

«…..» - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России.

При проведении проверки присутствовал – заместитель главы администрации района по финансово-экономическим вопросам «….».

Руководителем проверяемого лица в период плановой выездной проверки являлся глава муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области – «….» (распоряжение № 3-1 от 15 октября 2015 г. «Об избрании главы муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области»).

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» при принятии актов, совершении действий, бездействий администрацией МО Домбаровский район Оренбургской области за период с 01.05.2014 г. по 01.05.2017 г.

Место проведения плановой проверки: Оренбургская область, Домбаровский район, п. Домбаровский.

В ходе проверки был проведен правовой анализ распоряжений и постановлений администрации МО Домбаровский район Оренбургской области, договоров аренды и иных договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, договоров с финансовыми организациями, соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройству,  а также иных документов, имеющих отношение к предмету проверки за период с 01.05.2014 г. по 01.05.2017 г.

 

Проверкой  установлено следующее:

 

1. В ходе анализа распоряжений, постановлений администрации МО Домбровский район Оренбургской области за период с 01.05.2014 г. по 01.05.2017 г. на предмет соблюдения ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона  № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено следующее.

1.1 31.12.2015 г. администрацией МО Домбаровский район принято постановление № 1020-п «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории МО Домбаровский район», которым утверждено положение о порядке проведения конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа  автомобильным транспортом (приложение № 2) (далее - Положение о порядке проведения конкурса); критерии оценки для определения победителей конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории МО Домбаровский район (приложение № 4) (далее критерии оценки).

Пунктом 7.4.1 Положения о порядке проведения конкурса определен перечень документов, которые прилагаются к заявке, в т.ч. копии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек; копии лицензии на право проведения предрейсового, послерейсового медицинского осмотра водителей и т.д., копии договоров по ОСАГО; копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровья, имуществу пассажиров; документы, подтверждающие наличие боксов для хранения автобусов, документы, подтверждающие наличие «ГЛОНАСС» и другие.

В соответствии с 4.2 Положения о порядке проведения конкурса одним из оснований для отказа заявителю в участии в конкурсе является непредставление обязательных документов, входящих в состав заявки, либо наличие в таких документах недостоверных сведений.

Между тем, согласно ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220) к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Таким образом, администрацией МО Домбаровский район установлены излишние требования к документам, включаемым в состав заявок.

Кроме того, согласно приложению № 4 – Критерии оценки заявок, помимо критериев о техническом состоянии транспортного средства, опыте работы перевозчика, сведениях о дорожно-транспортных происшествиях, сроке эксплуатации транспортных средств, включают в себя такие показатели как: производственная база (наличие/отсутствие и т.д.) (п. 1.1 критериев оценки); условия проведения технического обслуживания и ремонта, заявленных на конкурс автобусов (п. 1.2 критериев оценки); наличие у заявителя автобусов на законном основании автобусов (п. 2.2. критериев оценки); экологический стандарт автобусов (п. 2.8 критериев оценки); показатели, отражающие безопасность перевозок и контроля за перевозками (п. 3); показатели, характеризующие условия лицензирования за 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором подается заявку (п. 4 критериев оценки).

Между тем, ч. 3 ст. 24 Закона № 220 оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ч. 4 ст. 24 Закона № 220 органы местного самоуправления вправе устанавливать только  шкалу для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

При этом, перечень критериев, определенных ч. 3 ст. 24  Закона № 220 является закрытым. Расширительному толкованию подлежит только критерий характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок. Вышеуказанные критерии, определенные Приложением № 4, не являются характеристиками транспортных средств. Все требования, определенные в качестве дополнительных критериев конкурсной документацией, должны исполняться перевозчиком на основании норм Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», и за неисполнение данных требований ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность. Следовательно, вышеуказанные требования (производственная база (наличие/отсутствие и т.д.) (п. 1.1 критериев оценки); условия проведения технического обслуживания и ремонта, заявленных на конкурс автобусов (п. 1.2 критериев оценки); наличие у заявителя автобусов на законном основании автобусов (п. 2.2 критериев оценки); экологический стандарт автобусов (п. 2.8 критериев оценки); показатели, отражающие безопасность перевозок и контроля за перевозками (п. 3); показатели, характеризующие условия лицензирования за 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором подается заявку (п. 4 критериев оценки)) не подлежат оценке в конкурсе, т.к. подлежат обязательному исполнению при осуществлении деятельности по пассажирским перевозкам.

В соответствии с абз. 7 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 г. № 455/380-II-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» правовой акт - официальный письменный документ, содержащий правовые нормы или индивидуальные предписания, принятый в установленной форме правотворческим органом в пределах его компетенции.

На основании ст. 7 Федерального закона  № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст. 7).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в нормативном правовом акте администрации МО Домбаровский район усмотрены признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

  1. В ходе анализа  документов МО Оренбургский район Оренбургской области на предмет соблюдения требований ст. 16, 17, 18, 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено следующее.
  2. 27.07.2011 г. между администрацией МО Домбаровский район и «…..» заключен договор аренды № 685 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 56:11:0301020:82, месторасположение: Оренбургская обл., Домбаровский район, пос. Домбаровский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:11:0301020, разрешенное использование: для размещения крытого рынка, общей площадью 2350,0 кв.м.

Пунктом 2.1 данного договора определен срок заключения договора – с 26.07.2011 г. по 26.07.2016 г.

Вместе с тем, из объяснений представителей администрации МО Домбаровский район следует, что данный земельный участок продолжает находиться в пользовании «….»  в целях завершения неоконченного строительства. В ходе осмотра данного участка инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что на данном участке расположены нестационарные торговые объекты (НТО).

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 381 размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона № 381).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 5 ст. 10 Закона № 381).

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 10 Закона № 381).

Постановлением администрации МО Домбаровский район № 583-п от 29.04.2016 г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Домбаровский район (приложение) (далее – Схема).

В ходе анализа данной схемы установлено, что НТО, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:11:0301020:82, в Схеме отсутствуют.

Из пояснений заместителя главы МО Домбаровский район по финансово – экономическим вопросам следует, что торговые объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 56:11:0301020:82, не являются нестационарными, поскольку имеют фундамент, в связи с чем являются объектами капитального строительства и не подлежат внесению в схему размещения нестационарных торговых объектов. Однако разрешения на ввод указанных объектов строительства представлены не были.

Согласно ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ)

Абзацем 3. ч. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно выписки из  ЕГРИП по состоянию на 30.05.2017г. «…..» является индивидуальным предпринимателем, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Следовательно, на момент осуществления плановой проверки у «…» отсутствуют правовые основания пользования земельным участком с кадастровым номером 56:11:0301020:82. Бездействие администрации МО Домбаровский район, выраженное в неосуществлении должным образом муниципального земельного контроля, предоставляет преимущества «….» по использованию земельногоучастка для собственных нужд, извлекая прибыль.

Учитывая изложенное, в действиях администрации МО Домбаровский район усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии по неосуществлению должного выполнения полномочий по осуществлению контроля за предоставлением земельных участков.

 

  1. В ходе анализа распоряжений и постановлений, соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, объектов коммунальной инфраструктурыи  иных договоров за период с 01.05.2014 г. по 01.05.2017 г., на предмет соблюдения  ст. 15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях администрации МО Домбаровский район Оренбургской области нарушений не выявлено.
  2. В ходе проверки соблюдения требований ч.1 ст.18 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органы местного самоуправления  осуществляют отбор финансовых организаций, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг признаков нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

 

Вывод:

 

В ходе проверки актов и действий Администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области установлены признаки нарушения ч.1ст.15, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Копии документов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, указанных в Акте, имеются в материалах проверки.

 

Руководитель инспекции:

 

Главный специалист - эксперт отдела контроля органов

  • Оренбургского УФАС России                                                               «…..»     

 

Члены инспекции:

 

Специалист - эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                              «….» 

 

 

Специалист - эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                              «…..»

 

(подпись должностного лица, проводившего проверку, отсутствует в связи с его нахождением в очередном отпуске (Приказ № 35о от 15.05.2017г.)

 

 

Специалист - эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                           «……»

 

 

Акт в 2-х экземплярах составлен: <...>

 

 

Руководитель инспекции                                                                                     «…..»

 

Согласно п. 3.87 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (утв. Приказом ФАС России от  25.05.2012 г. № 340):  Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.