РЕШЕНИЕ по делу № 07-16-03/2011

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 07-16-03/2011
Дата публикации: 24 января 2012, 19:55

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<....>

В присутствии представителей:

  - ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» - <...> доверенность № <....>;

 ОАО «РЖД» - <...> доверенность б/н от 23.12.2010г.; <...>, доверенность <....>.

рассмотрев дело № 07-16-03/2011,  возбужденное в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.06.г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Оренбургское УФАС России 18 января 2011г. поступило заявление  ОАО «Медногорский электромеханический завод «Уралэлектро» /462275, Оренбургская обл., г. Медногорск, ул. Моторная, 1а, ОАО «Уралэлектро», Заявитель/ на действия ОАО «РЖД»/ ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174/ в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» / пл. Революции. 3, г. Челябинск, 454091/ по  необоснованному прекращению оказания услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск в отношении ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» и переносе указанных работ на ст. Орск Ю-УР. Прекращение услуг осуществлено Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России.

Из представленной информации Заявителя установлено: Станция Медногорск согласно Тарифному руководству № 4 открыта по параграфам П 1,2, 3, 4, 5, 9. По  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях»  на ст.  Медногорск  в соответствии с существующими договорами для ОАО «Уралэлектро» ЖД оказывало услуги по обработке контейнеров. Во исполнение вышеназванной телеграммы, оказание данных услуг прекращено для всех хозяйствующих субъектов, пользующихся аналогичными услугами на ст. Медногорск. Фактически станция Медногорск по параграфу 5 была закрыта.

Оказание услуг по параграфу 5 перенесено на ст. Орск ЮУЖД. Для заявителя указанные мероприятия увеличивают  финансовые затраты на доставку грузов к месту их отправки /расстояние от станции Медногорск 103 км/, что приведет к удорожанию продукции и срыву графиков поставки покупателям и получению комплектующих для Заявителя.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД»  в лице «ЮУЖД» - филиала ОАО «РЖД» признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Оренбургское УФАС России Приказом от 31.01.2011г. № 9 в отношении ОАО  «РЖД в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» возбудило дело по указанным признакам нарушения, выразившимся в    необоснованном прекращении услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск.

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил следующее:

ОАО «Уралэлектро» является постоянным клиентом филиала ОАО «РЖД» - ЮУЖД. Поставка продукции ОАО «Уралэлектро» и получение товарно-материальных ценностей, необходимых для производства, осуществлялась железнодорожными контейнерами с погрузкой и выгрузкой на станции Медногорск, ЮУЖД. Ежегодно между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД» подписывался договор перевозок и организации расчетов, которые регулировали взаимоотношения между юридическими лицами по доставке и отправлению грузов. Для обработки контейнеров на ст. Медногорск действовала контейнерная станция. В результате реструктуризации ОАО «РЖД» с 2009 года руководством ЮУЖД неоднократно инициировались действия по закрытию ст. Медногорск. Руководством ОАО «Уралэлектро» принимались меры о продолжении работы станции. Во избежание закрытия станции 18.06.2009г. было подписано четырехстороннее Решение об организации работы контейнерной станции Медногорск, Орского отделения ЮУЖД (ЮУЖД, Глава администрации г. Медногорск, Генеральный директор ОАО «Уралэлекторо» и Генеральный директор МУП «КСК»). Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

Вместе с тем, 27.10.2010г. Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД»<...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением № 4 на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России,  приостановлена работа ст. Медногорск по приему и выдаче универсальных контейнеров. Заявитель считает, что действия ЮУЖД по закрытию станции Медногорск  противоречат требованиям существующего Порядка закрытия станций.  В результате остановки работы   по станции Медногорск и переносе работ на ст. Орск ОАО «Уралэлектро» понесет дополнительные финансовые затраты  по доставке грузов до ст. Орск, а также указанные действия  приведут к удорожанию продукции и срыву графиков поставки продукции покупателям.

По информации Заявителя действия ЮУЖД были предметом оперативного совещания Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор.). По результатам совещаний ЮУЖД указано возобновить работу станции Медногорск. 

Заявителем в адрес начальника ЮУЖД филиала ОАО «РЖД» <....>начальника Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» 12.01.2011г.  (исх. №48-3/233; 48-3/234; 48-3/235) направлены письма с предложением заключить договор об организации перевозок /включая перевозку грузов контейнерами/. 15.02.2011г. на имя начальника ЮУЖД-филиала ОАО «РЖД» <...> исх. № 48-3/259 Заявителем направлено письмо с просьбой заключить договор на погрузку-выгрузку грузов в универсальных контейнерах массой 3,3 и 5,5 тонн на контейнерной площадке ст. Медногорск. Ответы на указанные письма на момент рассмотрения дела не получены. Кроме того, несмотря на наличие информации от ОАО «РЖД» о возобновлении работы контейнерной площадки на ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 с 01.02.2011 , фактически работы по погрузке-выгрузке контейнеров силами железной дороги не ведутся.

Представители ОАО «РЖД» нарушение не признали, пояснили следующее:

Во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства 4 назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России  контейнерная площадка на станции Медногорск не была закрыта совсем. В связи с необходимостью проведения ремонта козлового крана,  временно, до 30.01.2011г., была приостановлена работа станции.   С 31.01.2011г. станция по погрузке-выгрузке грузов открыта. Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется силами грузополучателей и грузоотправителей. Имеются документы, подтверждающие, что в период с 31.01.2011г. по 28.02.2011г.  со станции Медногорск отправлено 15 контейнеров, грузоотправителем которых является ОАО «Уралэлекторо». Погрузка осуществлена МУП «КСК».  Кроме того, для погрузки и выгрузки контейнеров на ст. Медногорск ОАО «Уралэлектро» может привлечь иную организацию, имеющую автокран грузоподъемностью до 6 т. В ОАО «РЖД» имеются заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования козловых кранов на контейнерной площадке ст. Медногорск о невозможности дальнейшего использования указанных механизмов для погрузо-разгрузочных работ. ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» не может самостоятельно принять решение не  только о закрытии станции, но и временной ее приостановке. Телеграмма, направленная в адрес ЮУЖД и иных дорог, о приостановке работы по погрузке-выгрузке грузов на контейнерной площадке ст. Медногорск, появилась в результате длительной переписки ОАО «РЖД» и ЮУЖД -филиала ОАО «РЖД».

Выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, Комиссия установила:

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от  17.08.1995г. «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по железнодорожным перевозкам (код по ОКВЭД - 60.1: деятельность железнодорожного транспорта; включая услуги по  междугородным и международным  перевозкам  по  железным дорогам различных грузов – код по ОКВЭД: 60.10.12).

 В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно Приложению к Уставу ОАО «РЖД» «Перечень филиалов и представительств ОАО «РЖД» под № 11 значится Южно-Уральская железная дорога,  г. Челябинск, пл. Революции,3. Свою деятельность ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» осуществляет в соответствии с положением о ЮУЖД. Основными задачами железной дороги являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей юридических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно Тарифному руководству № 4, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, ст. Медногорск ЮУЖД- филиала  ОАО «РЖД» открыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,4 (5) и 5,5 (6) т на станциях»,  следовательно на данной железнодорожной станции должны выполняться коммерческие операции по приему и выдаче грузов в универсальных контейнерах.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003г.  «О железнодорожном транспорте в РФ», закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов / в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта РФ». Решение о закрытии станции публикуются в соответствующем тарифном руководстве.

Приказом Министерства транспорта РФ от 19.08.2009г. № 136 /зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2009г. № 15327/ утвержден Порядок о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов/ в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа /Порядок/. В соответствии с указанным Порядком решение о закрытии станции принимает Федеральное агентство  железнодорожного транспорта (Росжелдор) при наличии письменного предложения  владельца инфраструктуры и согласований  Минобороны РФ, ФАС РФ, ФСТ РФ. Решение о закрытии станции подлежит опубликованию в тарифном руководстве.

 По информации Уральского территориального управления Росжелдора (исх. № РУ 390 от 11.02.2011г.) в оспариваемый период в Управление  не поступало поручения Федерального агентства железнодорожного транспорта о подготовке заключения о возможности закрытия ст. Медногорск для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. Одновременно Управление сообщило, что  им рассмотрено обращение ОАО «Уралэлектро» от 22.12.2010г. № 01-39 о фактическом прекращении работы железнодорожной станции  Медногорск ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по параграфу 5. По итогам рассмотрения указанного обращения Управлением в адрес начальника ЮУЖД <...> направлено письмо (исх.РУ43 от 14.01.2011г)  о необходимости возобновления работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 и о необходимости соблюдения нормативных актов при принятии решений о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых коммерческих операций по тарифному руководству № 4 .  

  Из представленной  Заявителем  информации усмотрено, что ОАО «РЖД» принято решение о фактическом закрытии станции Медногорск по  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях», с нарушением  порядка закрытия станции, что повлекло ущемление интересов третьих лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам,  занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке запрещено осуществлять действия, результатом которых являются или  могут являться ограничение, устранение конкуренции и /или/ ущемление интересов других лиц, в т. ч. экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос, а также, если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными актами.

Доводы представителей ЮУЖД –филиала ОАО «РЖД», что ст. Медногорск не была закрыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, и в этот период отсутствовали заявки грузоотправителей и грузополучателей, в т.ч. и ОАО «Уралэлектро» на указанные работы, Комиссия считает не состоятельными.

В материалах дела имеются Заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования крана контейнерного козлового КК-5 зав. № 981, рег.№ 2736/ПМ от сентября 2008г. и крана козлового двухконсольного КК-6, зав. № 937, рег. 2735/ПМ от февраля 2006г., а также Акт комплексного обследования кранового пути на открытой площадке ст. Медногорск от 02 октября 2009 г. Указанными документами установлены дефекты названных грузоподъемных механизмов и кранового пути, которые необходимо устранить силами владельцев кранов с привлечением специализированных организаций. Вместе с тем, в период с момента проведения экспертизы и до закрытия станции Медногорск, ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО РЖД в нарушение п.17 Положения о ЮУЖД, утвержденного Президентом ОАО РЖД 27.12.2010 № 114 не приняло мер по  обеспечению ремонта и эксплуатации грузоподъемных механизмов на ст. Медногорск. В то же время, начиная с 2009 года ЮУЖД периодически инициирует закрытие ряда станций на территории Оренбургской области, в т.ч. и ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. В рамках сотрудничества области и ЮУЖД  и во избежание закрытия ст. Медногорск принято совместное Решение по организации работы контейнерной станции Медногорск в июне 2009 года. Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

 По информации Представителей Заявителя и Ответчика, на момент закрытия ст. Медногорск с 27.10.2010г. по 31.01.2011г. указанное Решение действовало;  до закрытия станции погрузка контейнеров осуществлялась силами МУП «КСК».

Доказательством того, что ст. Медногорск фактически была закрыта, и отправка грузов осуществлялась со ст. Орск, является наличие Договора на транспортно-экспедиционное обслуживание Д-612 от 15.11.2010г., заключенного  между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД в лице Орской  механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ. Предмет Договора – погрузка-выгрузка контейнеров на ст. Орск, объем работ на 2 месяца – 80  (3-5т) контейнеров. О наличии груза к отправке ОАО «Уралэлектро» в период с 27.10.2010г. по 30.01.2011г.  свидетельствуют документы по приему грузов на ст. Орск ЮУЖД - квитанции о приеме груза на перевозку грузов контейнерной отправкой от 25.11.2010; 08.12.2010; 27.12. 2010г.; 26.01.2011; 29.01.2011г.

В материалах дела имеется письмо Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» от 02.02.2011 исх. 715/ЦД на обращение генерального директора ОАО «Концерн» РТИ Системы» (исх.3240/РТИС от 29.12.2010),  в котором заявителю  сообщается о запрете на погрузку грузов в контейнеры назначением ст. Медногорск со ссылкой на телеграмму ОАО «РЖД» от 27.10.2010г. № 19233. Указанный ответ подтверждает также, что ст. Медногорск закрыта по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 в полном объеме, и на ней не оказывались коммерческие услуги по приему и отправке грузов,  по погрузке-выгрузке универсальных контейнеров. 

Кроме того, в материалах дела имеется информация Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного  транспорта, которая подтверждает неправомерность действий   ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по закрытию ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4.   /Протокол Совещания от 30.12.2011г № 7;  письмо на имя начальника ЮУЖД <...> 14.01.2011г. № РУ43; Протокол Совещания от 10.02.2011г. № 12; ответ на запрос Оренбургского УФАС России от 11.02.2011г. № РУ390/

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» п.4 ч.1. ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в фактическом закрытии станции Медногорск ЮУЖД по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, повлекшего ущемление интересов Заявителя ОАО «Уралэлектро», а также иных потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, лишенных возможности  получения или отправления контейнерных грузов на станции Медногорск в период с 27.10.2010 по 30.01.2011 года.

Комиссией принята и оценена информация Представителей Ответчика и Заявителя о возобновлении  работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 с 31.01.2011г. в части приема и отправки универсальных контейнеров.

Руководствуясь статьей 23, главой 9, п.5 ч.1 ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД–филиала ОАО «РЖД» нарушившей п.4 ч. 1, ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 07-16-03/2011 должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

                                                                                           

                                                                                                             

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

stdClass Object ( [vid] => 6420 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 07-16-03/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6420 [type] => solution [language] => ru [created] => 1327413451 [changed] => 1391486360 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391486360 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<....>

В присутствии представителей:

  - ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» - <...> доверенность № <....>;

 ОАО «РЖД» - <...> доверенность б/н от 23.12.2010г.; <...>, доверенность <....>.

рассмотрев дело № 07-16-03/2011,  возбужденное в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.06.г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Оренбургское УФАС России 18 января 2011г. поступило заявление  ОАО «Медногорский электромеханический завод «Уралэлектро» /462275, Оренбургская обл., г. Медногорск, ул. Моторная, 1а, ОАО «Уралэлектро», Заявитель/ на действия ОАО «РЖД»/ ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174/ в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» / пл. Революции. 3, г. Челябинск, 454091/ по  необоснованному прекращению оказания услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск в отношении ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» и переносе указанных работ на ст. Орск Ю-УР. Прекращение услуг осуществлено Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России.

Из представленной информации Заявителя установлено: Станция Медногорск согласно Тарифному руководству № 4 открыта по параграфам П 1,2, 3, 4, 5, 9. По  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях»  на ст.  Медногорск  в соответствии с существующими договорами для ОАО «Уралэлектро» ЖД оказывало услуги по обработке контейнеров. Во исполнение вышеназванной телеграммы, оказание данных услуг прекращено для всех хозяйствующих субъектов, пользующихся аналогичными услугами на ст. Медногорск. Фактически станция Медногорск по параграфу 5 была закрыта.

Оказание услуг по параграфу 5 перенесено на ст. Орск ЮУЖД. Для заявителя указанные мероприятия увеличивают  финансовые затраты на доставку грузов к месту их отправки /расстояние от станции Медногорск 103 км/, что приведет к удорожанию продукции и срыву графиков поставки покупателям и получению комплектующих для Заявителя.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД»  в лице «ЮУЖД» - филиала ОАО «РЖД» признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Оренбургское УФАС России Приказом от 31.01.2011г. № 9 в отношении ОАО  «РЖД в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» возбудило дело по указанным признакам нарушения, выразившимся в    необоснованном прекращении услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск.

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил следующее:

ОАО «Уралэлектро» является постоянным клиентом филиала ОАО «РЖД» - ЮУЖД. Поставка продукции ОАО «Уралэлектро» и получение товарно-материальных ценностей, необходимых для производства, осуществлялась железнодорожными контейнерами с погрузкой и выгрузкой на станции Медногорск, ЮУЖД. Ежегодно между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД» подписывался договор перевозок и организации расчетов, которые регулировали взаимоотношения между юридическими лицами по доставке и отправлению грузов. Для обработки контейнеров на ст. Медногорск действовала контейнерная станция. В результате реструктуризации ОАО «РЖД» с 2009 года руководством ЮУЖД неоднократно инициировались действия по закрытию ст. Медногорск. Руководством ОАО «Уралэлектро» принимались меры о продолжении работы станции. Во избежание закрытия станции 18.06.2009г. было подписано четырехстороннее Решение об организации работы контейнерной станции Медногорск, Орского отделения ЮУЖД (ЮУЖД, Глава администрации г. Медногорск, Генеральный директор ОАО «Уралэлекторо» и Генеральный директор МУП «КСК»). Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

Вместе с тем, 27.10.2010г. Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД»<...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением № 4 на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России,  приостановлена работа ст. Медногорск по приему и выдаче универсальных контейнеров. Заявитель считает, что действия ЮУЖД по закрытию станции Медногорск  противоречат требованиям существующего Порядка закрытия станций.  В результате остановки работы   по станции Медногорск и переносе работ на ст. Орск ОАО «Уралэлектро» понесет дополнительные финансовые затраты  по доставке грузов до ст. Орск, а также указанные действия  приведут к удорожанию продукции и срыву графиков поставки продукции покупателям.

По информации Заявителя действия ЮУЖД были предметом оперативного совещания Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор.). По результатам совещаний ЮУЖД указано возобновить работу станции Медногорск. 

Заявителем в адрес начальника ЮУЖД филиала ОАО «РЖД» <....>начальника Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» 12.01.2011г.  (исх. №48-3/233; 48-3/234; 48-3/235) направлены письма с предложением заключить договор об организации перевозок /включая перевозку грузов контейнерами/. 15.02.2011г. на имя начальника ЮУЖД-филиала ОАО «РЖД» <...> исх. № 48-3/259 Заявителем направлено письмо с просьбой заключить договор на погрузку-выгрузку грузов в универсальных контейнерах массой 3,3 и 5,5 тонн на контейнерной площадке ст. Медногорск. Ответы на указанные письма на момент рассмотрения дела не получены. Кроме того, несмотря на наличие информации от ОАО «РЖД» о возобновлении работы контейнерной площадки на ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 с 01.02.2011 , фактически работы по погрузке-выгрузке контейнеров силами железной дороги не ведутся.

Представители ОАО «РЖД» нарушение не признали, пояснили следующее:

Во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства 4 назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России  контейнерная площадка на станции Медногорск не была закрыта совсем. В связи с необходимостью проведения ремонта козлового крана,  временно, до 30.01.2011г., была приостановлена работа станции.   С 31.01.2011г. станция по погрузке-выгрузке грузов открыта. Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется силами грузополучателей и грузоотправителей. Имеются документы, подтверждающие, что в период с 31.01.2011г. по 28.02.2011г.  со станции Медногорск отправлено 15 контейнеров, грузоотправителем которых является ОАО «Уралэлекторо». Погрузка осуществлена МУП «КСК».  Кроме того, для погрузки и выгрузки контейнеров на ст. Медногорск ОАО «Уралэлектро» может привлечь иную организацию, имеющую автокран грузоподъемностью до 6 т. В ОАО «РЖД» имеются заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования козловых кранов на контейнерной площадке ст. Медногорск о невозможности дальнейшего использования указанных механизмов для погрузо-разгрузочных работ. ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» не может самостоятельно принять решение не  только о закрытии станции, но и временной ее приостановке. Телеграмма, направленная в адрес ЮУЖД и иных дорог, о приостановке работы по погрузке-выгрузке грузов на контейнерной площадке ст. Медногорск, появилась в результате длительной переписки ОАО «РЖД» и ЮУЖД -филиала ОАО «РЖД».

Выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, Комиссия установила:

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от  17.08.1995г. «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по железнодорожным перевозкам (код по ОКВЭД - 60.1: деятельность железнодорожного транспорта; включая услуги по  междугородным и международным  перевозкам  по  железным дорогам различных грузов – код по ОКВЭД: 60.10.12).

 В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно Приложению к Уставу ОАО «РЖД» «Перечень филиалов и представительств ОАО «РЖД» под № 11 значится Южно-Уральская железная дорога,  г. Челябинск, пл. Революции,3. Свою деятельность ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» осуществляет в соответствии с положением о ЮУЖД. Основными задачами железной дороги являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей юридических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно Тарифному руководству № 4, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, ст. Медногорск ЮУЖД- филиала  ОАО «РЖД» открыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,4 (5) и 5,5 (6) т на станциях»,  следовательно на данной железнодорожной станции должны выполняться коммерческие операции по приему и выдаче грузов в универсальных контейнерах.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003г.  «О железнодорожном транспорте в РФ», закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов / в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта РФ». Решение о закрытии станции публикуются в соответствующем тарифном руководстве.

Приказом Министерства транспорта РФ от 19.08.2009г. № 136 /зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2009г. № 15327/ утвержден Порядок о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов/ в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа /Порядок/. В соответствии с указанным Порядком решение о закрытии станции принимает Федеральное агентство  железнодорожного транспорта (Росжелдор) при наличии письменного предложения  владельца инфраструктуры и согласований  Минобороны РФ, ФАС РФ, ФСТ РФ. Решение о закрытии станции подлежит опубликованию в тарифном руководстве.

 По информации Уральского территориального управления Росжелдора (исх. № РУ 390 от 11.02.2011г.) в оспариваемый период в Управление  не поступало поручения Федерального агентства железнодорожного транспорта о подготовке заключения о возможности закрытия ст. Медногорск для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. Одновременно Управление сообщило, что  им рассмотрено обращение ОАО «Уралэлектро» от 22.12.2010г. № 01-39 о фактическом прекращении работы железнодорожной станции  Медногорск ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по параграфу 5. По итогам рассмотрения указанного обращения Управлением в адрес начальника ЮУЖД <...> направлено письмо (исх.РУ43 от 14.01.2011г)  о необходимости возобновления работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 и о необходимости соблюдения нормативных актов при принятии решений о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых коммерческих операций по тарифному руководству № 4 .  

  Из представленной  Заявителем  информации усмотрено, что ОАО «РЖД» принято решение о фактическом закрытии станции Медногорск по  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях», с нарушением  порядка закрытия станции, что повлекло ущемление интересов третьих лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам,  занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке запрещено осуществлять действия, результатом которых являются или  могут являться ограничение, устранение конкуренции и /или/ ущемление интересов других лиц, в т. ч. экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос, а также, если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными актами.

Доводы представителей ЮУЖД –филиала ОАО «РЖД», что ст. Медногорск не была закрыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, и в этот период отсутствовали заявки грузоотправителей и грузополучателей, в т.ч. и ОАО «Уралэлектро» на указанные работы, Комиссия считает не состоятельными.

В материалах дела имеются Заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования крана контейнерного козлового КК-5 зав. № 981, рег.№ 2736/ПМ от сентября 2008г. и крана козлового двухконсольного КК-6, зав. № 937, рег. 2735/ПМ от февраля 2006г., а также Акт комплексного обследования кранового пути на открытой площадке ст. Медногорск от 02 октября 2009 г. Указанными документами установлены дефекты названных грузоподъемных механизмов и кранового пути, которые необходимо устранить силами владельцев кранов с привлечением специализированных организаций. Вместе с тем, в период с момента проведения экспертизы и до закрытия станции Медногорск, ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО РЖД в нарушение п.17 Положения о ЮУЖД, утвержденного Президентом ОАО РЖД 27.12.2010 № 114 не приняло мер по  обеспечению ремонта и эксплуатации грузоподъемных механизмов на ст. Медногорск. В то же время, начиная с 2009 года ЮУЖД периодически инициирует закрытие ряда станций на территории Оренбургской области, в т.ч. и ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. В рамках сотрудничества области и ЮУЖД  и во избежание закрытия ст. Медногорск принято совместное Решение по организации работы контейнерной станции Медногорск в июне 2009 года. Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

 По информации Представителей Заявителя и Ответчика, на момент закрытия ст. Медногорск с 27.10.2010г. по 31.01.2011г. указанное Решение действовало;  до закрытия станции погрузка контейнеров осуществлялась силами МУП «КСК».

Доказательством того, что ст. Медногорск фактически была закрыта, и отправка грузов осуществлялась со ст. Орск, является наличие Договора на транспортно-экспедиционное обслуживание Д-612 от 15.11.2010г., заключенного  между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД в лице Орской  механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ. Предмет Договора – погрузка-выгрузка контейнеров на ст. Орск, объем работ на 2 месяца – 80  (3-5т) контейнеров. О наличии груза к отправке ОАО «Уралэлектро» в период с 27.10.2010г. по 30.01.2011г.  свидетельствуют документы по приему грузов на ст. Орск ЮУЖД - квитанции о приеме груза на перевозку грузов контейнерной отправкой от 25.11.2010; 08.12.2010; 27.12. 2010г.; 26.01.2011; 29.01.2011г.

В материалах дела имеется письмо Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» от 02.02.2011 исх. 715/ЦД на обращение генерального директора ОАО «Концерн» РТИ Системы» (исх.3240/РТИС от 29.12.2010),  в котором заявителю  сообщается о запрете на погрузку грузов в контейнеры назначением ст. Медногорск со ссылкой на телеграмму ОАО «РЖД» от 27.10.2010г. № 19233. Указанный ответ подтверждает также, что ст. Медногорск закрыта по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 в полном объеме, и на ней не оказывались коммерческие услуги по приему и отправке грузов,  по погрузке-выгрузке универсальных контейнеров. 

Кроме того, в материалах дела имеется информация Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного  транспорта, которая подтверждает неправомерность действий   ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по закрытию ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4.   /Протокол Совещания от 30.12.2011г № 7;  письмо на имя начальника ЮУЖД <...> 14.01.2011г. № РУ43; Протокол Совещания от 10.02.2011г. № 12; ответ на запрос Оренбургского УФАС России от 11.02.2011г. № РУ390/

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» п.4 ч.1. ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в фактическом закрытии станции Медногорск ЮУЖД по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, повлекшего ущемление интересов Заявителя ОАО «Уралэлектро», а также иных потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, лишенных возможности  получения или отправления контейнерных грузов на станции Медногорск в период с 27.10.2010 по 30.01.2011 года.

Комиссией принята и оценена информация Представителей Ответчика и Заявителя о возобновлении  работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 с 31.01.2011г. в части приема и отправки универсальных контейнеров.

Руководствуясь статьей 23, главой 9, п.5 ч.1 ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД–филиала ОАО «РЖД» нарушившей п.4 ч. 1, ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 07-16-03/2011 должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

                                                                                           

                                                                                                             

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<....>

В присутствии представителей:

  - ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» - <...> доверенность № <....>;

 ОАО «РЖД» - <...> доверенность б/н от 23.12.2010г.; <...>, доверенность <....>.

рассмотрев дело № 07-16-03/2011,  возбужденное в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.06.г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Оренбургское УФАС России 18 января 2011г. поступило заявление  ОАО «Медногорский электромеханический завод «Уралэлектро» /462275, Оренбургская обл., г. Медногорск, ул. Моторная, 1а, ОАО «Уралэлектро», Заявитель/ на действия ОАО «РЖД»/ ул. Новая Басманная, 2, г. Москва, 107174/ в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» / пл. Революции. 3, г. Челябинск, 454091/ по  необоснованному прекращению оказания услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск в отношении ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» и переносе указанных работ на ст. Орск Ю-УР. Прекращение услуг осуществлено Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России.

Из представленной информации Заявителя установлено: Станция Медногорск согласно Тарифному руководству № 4 открыта по параграфам П 1,2, 3, 4, 5, 9. По  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях»  на ст.  Медногорск  в соответствии с существующими договорами для ОАО «Уралэлектро» ЖД оказывало услуги по обработке контейнеров. Во исполнение вышеназванной телеграммы, оказание данных услуг прекращено для всех хозяйствующих субъектов, пользующихся аналогичными услугами на ст. Медногорск. Фактически станция Медногорск по параграфу 5 была закрыта.

Оказание услуг по параграфу 5 перенесено на ст. Орск ЮУЖД. Для заявителя указанные мероприятия увеличивают  финансовые затраты на доставку грузов к месту их отправки /расстояние от станции Медногорск 103 км/, что приведет к удорожанию продукции и срыву графиков поставки покупателям и получению комплектующих для Заявителя.

Усмотрев в действиях ОАО «РЖД»  в лице «ЮУЖД» - филиала ОАО «РЖД» признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Оренбургское УФАС России Приказом от 31.01.2011г. № 9 в отношении ОАО  «РЖД в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» возбудило дело по указанным признакам нарушения, выразившимся в    необоснованном прекращении услуг по погрузке и выгрузке железнодорожных контейнеров массой брутто 3 и 5 тонн на станции Медногорск.

В ходе заседания Комиссии представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил следующее:

ОАО «Уралэлектро» является постоянным клиентом филиала ОАО «РЖД» - ЮУЖД. Поставка продукции ОАО «Уралэлектро» и получение товарно-материальных ценностей, необходимых для производства, осуществлялась железнодорожными контейнерами с погрузкой и выгрузкой на станции Медногорск, ЮУЖД. Ежегодно между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД» подписывался договор перевозок и организации расчетов, которые регулировали взаимоотношения между юридическими лицами по доставке и отправлению грузов. Для обработки контейнеров на ст. Медногорск действовала контейнерная станция. В результате реструктуризации ОАО «РЖД» с 2009 года руководством ЮУЖД неоднократно инициировались действия по закрытию ст. Медногорск. Руководством ОАО «Уралэлектро» принимались меры о продолжении работы станции. Во избежание закрытия станции 18.06.2009г. было подписано четырехстороннее Решение об организации работы контейнерной станции Медногорск, Орского отделения ЮУЖД (ЮУЖД, Глава администрации г. Медногорск, Генеральный директор ОАО «Уралэлекторо» и Генеральный директор МУП «КСК»). Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

Вместе с тем, 27.10.2010г. Орским отделением ЮУЖД во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД»<...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства назначением № 4 на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России,  приостановлена работа ст. Медногорск по приему и выдаче универсальных контейнеров. Заявитель считает, что действия ЮУЖД по закрытию станции Медногорск  противоречат требованиям существующего Порядка закрытия станций.  В результате остановки работы   по станции Медногорск и переносе работ на ст. Орск ОАО «Уралэлектро» понесет дополнительные финансовые затраты  по доставке грузов до ст. Орск, а также указанные действия  приведут к удорожанию продукции и срыву графиков поставки продукции покупателям.

По информации Заявителя действия ЮУЖД были предметом оперативного совещания Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор.). По результатам совещаний ЮУЖД указано возобновить работу станции Медногорск. 

Заявителем в адрес начальника ЮУЖД филиала ОАО «РЖД» <....>начальника Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» 12.01.2011г.  (исх. №48-3/233; 48-3/234; 48-3/235) направлены письма с предложением заключить договор об организации перевозок /включая перевозку грузов контейнерами/. 15.02.2011г. на имя начальника ЮУЖД-филиала ОАО «РЖД» <...> исх. № 48-3/259 Заявителем направлено письмо с просьбой заключить договор на погрузку-выгрузку грузов в универсальных контейнерах массой 3,3 и 5,5 тонн на контейнерной площадке ст. Медногорск. Ответы на указанные письма на момент рассмотрения дела не получены. Кроме того, несмотря на наличие информации от ОАО «РЖД» о возобновлении работы контейнерной площадки на ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 с 01.02.2011 , фактически работы по погрузке-выгрузке контейнеров силами железной дороги не ведутся.

Представители ОАО «РЖД» нарушение не признали, пояснили следующее:

Во исполнение  телеграммы от 27.10.2010г.  исх. № 19233 за подписью  Вице Президента ОАО «РЖД» <...> о приостановке погрузки всех грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3 и 5 тонн по параграфу 5 Тарифного руководства 4 назначением на ст. Медногорск с переносом работы на ст. Орск Ю-УР, которая направлена в адрес 75 дорог России  контейнерная площадка на станции Медногорск не была закрыта совсем. В связи с необходимостью проведения ремонта козлового крана,  временно, до 30.01.2011г., была приостановлена работа станции.   С 31.01.2011г. станция по погрузке-выгрузке грузов открыта. Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется силами грузополучателей и грузоотправителей. Имеются документы, подтверждающие, что в период с 31.01.2011г. по 28.02.2011г.  со станции Медногорск отправлено 15 контейнеров, грузоотправителем которых является ОАО «Уралэлекторо». Погрузка осуществлена МУП «КСК».  Кроме того, для погрузки и выгрузки контейнеров на ст. Медногорск ОАО «Уралэлектро» может привлечь иную организацию, имеющую автокран грузоподъемностью до 6 т. В ОАО «РЖД» имеются заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования козловых кранов на контейнерной площадке ст. Медногорск о невозможности дальнейшего использования указанных механизмов для погрузо-разгрузочных работ. ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» не может самостоятельно принять решение не  только о закрытии станции, но и временной ее приостановке. Телеграмма, направленная в адрес ЮУЖД и иных дорог, о приостановке работы по погрузке-выгрузке грузов на контейнерной площадке ст. Медногорск, появилась в результате длительной переписки ОАО «РЖД» и ЮУЖД -филиала ОАО «РЖД».

Выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, Комиссия установила:

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от  17.08.1995г. «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по железнодорожным перевозкам (код по ОКВЭД - 60.1: деятельность железнодорожного транспорта; включая услуги по  междугородным и международным  перевозкам  по  железным дорогам различных грузов – код по ОКВЭД: 60.10.12).

 В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно Приложению к Уставу ОАО «РЖД» «Перечень филиалов и представительств ОАО «РЖД» под № 11 значится Южно-Уральская железная дорога,  г. Челябинск, пл. Революции,3. Свою деятельность ЮУЖД – филиал ОАО «РЖД» осуществляет в соответствии с положением о ЮУЖД. Основными задачами железной дороги являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей юридических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно Тарифному руководству № 4, утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, ст. Медногорск ЮУЖД- филиала  ОАО «РЖД» открыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,4 (5) и 5,5 (6) т на станциях»,  следовательно на данной железнодорожной станции должны выполняться коммерческие операции по приему и выдаче грузов в универсальных контейнерах.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003г.  «О железнодорожном транспорте в РФ», закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов / в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта РФ». Решение о закрытии станции публикуются в соответствующем тарифном руководстве.

Приказом Министерства транспорта РФ от 19.08.2009г. № 136 /зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2009г. № 15327/ утвержден Порядок о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов/ в том числе в контейнерах/, багажа и грузобагажа /Порядок/. В соответствии с указанным Порядком решение о закрытии станции принимает Федеральное агентство  железнодорожного транспорта (Росжелдор) при наличии письменного предложения  владельца инфраструктуры и согласований  Минобороны РФ, ФАС РФ, ФСТ РФ. Решение о закрытии станции подлежит опубликованию в тарифном руководстве.

 По информации Уральского территориального управления Росжелдора (исх. № РУ 390 от 11.02.2011г.) в оспариваемый период в Управление  не поступало поручения Федерального агентства железнодорожного транспорта о подготовке заключения о возможности закрытия ст. Медногорск для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. Одновременно Управление сообщило, что  им рассмотрено обращение ОАО «Уралэлектро» от 22.12.2010г. № 01-39 о фактическом прекращении работы железнодорожной станции  Медногорск ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по параграфу 5. По итогам рассмотрения указанного обращения Управлением в адрес начальника ЮУЖД <...> направлено письмо (исх.РУ43 от 14.01.2011г)  о необходимости возобновления работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства 4 и о необходимости соблюдения нормативных актов при принятии решений о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых коммерческих операций по тарифному руководству № 4 .  

  Из представленной  Заявителем  информации усмотрено, что ОАО «РЖД» принято решение о фактическом закрытии станции Медногорск по  Параграфу 5  (П 5) «Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 /5/ и 5,5 /6/ т на станциях», с нарушением  порядка закрытия станции, что повлекло ущемление интересов третьих лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам,  занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке запрещено осуществлять действия, результатом которых являются или  могут являться ограничение, устранение конкуренции и /или/ ущемление интересов других лиц, в т. ч. экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос, а также, если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными актами.

Доводы представителей ЮУЖД –филиала ОАО «РЖД», что ст. Медногорск не была закрыта для выполнения коммерческих операций по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, и в этот период отсутствовали заявки грузоотправителей и грузополучателей, в т.ч. и ОАО «Уралэлектро» на указанные работы, Комиссия считает не состоятельными.

В материалах дела имеются Заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования крана контейнерного козлового КК-5 зав. № 981, рег.№ 2736/ПМ от сентября 2008г. и крана козлового двухконсольного КК-6, зав. № 937, рег. 2735/ПМ от февраля 2006г., а также Акт комплексного обследования кранового пути на открытой площадке ст. Медногорск от 02 октября 2009 г. Указанными документами установлены дефекты названных грузоподъемных механизмов и кранового пути, которые необходимо устранить силами владельцев кранов с привлечением специализированных организаций. Вместе с тем, в период с момента проведения экспертизы и до закрытия станции Медногорск, ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО РЖД в нарушение п.17 Положения о ЮУЖД, утвержденного Президентом ОАО РЖД 27.12.2010 № 114 не приняло мер по  обеспечению ремонта и эксплуатации грузоподъемных механизмов на ст. Медногорск. В то же время, начиная с 2009 года ЮУЖД периодически инициирует закрытие ряда станций на территории Оренбургской области, в т.ч. и ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4. В рамках сотрудничества области и ЮУЖД  и во избежание закрытия ст. Медногорск принято совместное Решение по организации работы контейнерной станции Медногорск в июне 2009 года. Данным решением распределены обязанности между участниками  по организации работ по оформлению контейнеров, их погрузке-выгрузке, исполнителях указанных работ и плательщиков.

 По информации Представителей Заявителя и Ответчика, на момент закрытия ст. Медногорск с 27.10.2010г. по 31.01.2011г. указанное Решение действовало;  до закрытия станции погрузка контейнеров осуществлялась силами МУП «КСК».

Доказательством того, что ст. Медногорск фактически была закрыта, и отправка грузов осуществлялась со ст. Орск, является наличие Договора на транспортно-экспедиционное обслуживание Д-612 от 15.11.2010г., заключенного  между ОАО «Уралэлектро» и ОАО «РЖД в лице Орской  механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ. Предмет Договора – погрузка-выгрузка контейнеров на ст. Орск, объем работ на 2 месяца – 80  (3-5т) контейнеров. О наличии груза к отправке ОАО «Уралэлектро» в период с 27.10.2010г. по 30.01.2011г.  свидетельствуют документы по приему грузов на ст. Орск ЮУЖД - квитанции о приеме груза на перевозку грузов контейнерной отправкой от 25.11.2010; 08.12.2010; 27.12. 2010г.; 26.01.2011; 29.01.2011г.

В материалах дела имеется письмо Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» от 02.02.2011 исх. 715/ЦД на обращение генерального директора ОАО «Концерн» РТИ Системы» (исх.3240/РТИС от 29.12.2010),  в котором заявителю  сообщается о запрете на погрузку грузов в контейнеры назначением ст. Медногорск со ссылкой на телеграмму ОАО «РЖД» от 27.10.2010г. № 19233. Указанный ответ подтверждает также, что ст. Медногорск закрыта по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 в полном объеме, и на ней не оказывались коммерческие услуги по приему и отправке грузов,  по погрузке-выгрузке универсальных контейнеров. 

Кроме того, в материалах дела имеется информация Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного  транспорта, которая подтверждает неправомерность действий   ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» по закрытию ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4.   /Протокол Совещания от 30.12.2011г № 7;  письмо на имя начальника ЮУЖД <...> 14.01.2011г. № РУ43; Протокол Совещания от 10.02.2011г. № 12; ответ на запрос Оренбургского УФАС России от 11.02.2011г. № РУ390/

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД» п.4 ч.1. ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в фактическом закрытии станции Медногорск ЮУЖД по параграфу 5 Тарифного руководства № 4, повлекшего ущемление интересов Заявителя ОАО «Уралэлектро», а также иных потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, лишенных возможности  получения или отправления контейнерных грузов на станции Медногорск в период с 27.10.2010 по 30.01.2011 года.

Комиссией принята и оценена информация Представителей Ответчика и Заявителя о возобновлении  работы ст. Медногорск по параграфу 5 Тарифного руководства № 4 с 31.01.2011г. в части приема и отправки универсальных контейнеров.

Руководствуясь статьей 23, главой 9, п.5 ч.1 ст. 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «РЖД» в лице ЮУЖД–филиала ОАО «РЖД» нарушившей п.4 ч. 1, ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

3.  Передать материалы дела № 07-16-03/2011 должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

                                                                                           

                                                                                                             

 

Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 07-16-03/2011 [format] => [safe_value] => № 07-16-03/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<.....>

В присутствии представителей:

  - ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» - <...>, доверенность № <....>;

 ОАО «РЖД» - <...> доверенность б/н от 23.12.2010г.; <...> доверенность <....>.

рассмотрев дело № 07-16-03/2011,  возбужденное в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.06.г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<.....>

В присутствии представителей:

  - ОАО «Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро» - <...>, доверенность № <....>;

 ОАО «РЖД» - <...> доверенность б/н от 23.12.2010г.; <...> доверенность <....>.

рассмотрев дело № 07-16-03/2011,  возбужденное в отношении ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по признакам нарушения ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.06.г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Оренбургское УФАС России осуществляет свою деятельность в разных направлениях. Одним из них является контроль за соблюдением Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Помимо этого, Оренбургское УФАС России осуществляет контроль за деятельностью органов власти при предоставлении государственных преференций.

ФЗ "О защите конкуренции" (статьи 15,16,17,17.1,18,18.1)

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Предоставление государственной или муниципальной преференции осуществляется с согласия антимонопольного органа, что прямо предусмотрено ст.ст. 19-21 ФЗ "О защите конкуренции".

[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-01-24 13:55:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-10 13:55:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1327413451 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )