РЕШЕНИЕи ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 07-16-26/2014 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: 07-16-26/2014
Дата публикации: 3 июня 2014, 16:42

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии:

        «<…>»,

при участии представителей:

- заявителя (открытое акционерное общество СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК»): «<…>»;

- ответчика (общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге): «<…>»;

- заинтересованного лица – (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области"):«<…>»,

рассмотрев дело № 07-16-26/2014, возбужденное приказом Оренбургского УФАС России № «<…>» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

        В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх. №419 от 04.03.2014 г. вх. №1872к от 05.03.2014 г.) страхового открытого акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала «<…>» (далее – СОАО «ВСК», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» (далее – ООО «СГ «АСКО», ответчик) по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме (№ 0353100002314000003), и вследствии чего получение преимущества на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области" (далее – ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», заказчик).

       Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом «<…>» возбудило производство по делу № 07-16-26/2014 в отношении ООО «СГ «АСКО» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

          Исходя  из содержания указанной выше жалобы следует:

       Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме  № 0353100002314000003 (далее – электронный аукцион). Согласно данному извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 108 918 рублей.

       Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0353100002314000003 от 03.03.2014 г. (далее – Протокол  0353100002314000003) ООО «СГ «АСКО» с ценой государственного контракта «<…>» рублей присвоено первое место, а заявителю  с ценой государственного контракта «<…>» рублей - второе место.

        Заявитель считает, что ООО «СГ «АСКО» неправомерно занизило цену контракта и, как следствие, получило преимущество перед другими участниками размещения заявок.

       В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе. Также пояснил следующее: участник электронного аукциона ООО «СГ «АСКО» предложило цену контракта «<…>» рублей. Предложенная цена не соответствует экономически обоснованной цене контракта, так как не учитывает опубликованных сведений (сумм страховых премий и коэффициентов) заказчика (далее - техническое задание) по каждому транспортному средству, и кроме того, расчёт произведен с нарушением норм Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -  Закона об ОСАГО) и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739).

             Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, сославшись на письменные пояснения от 01.04.2014 г. № 372, пояснив, что при составлении расчета ООО «СГ «АСКО» допустило арифметическую ошибку по п.14 Приложения №1 «Расчет цены контракта», увеличив цену до «<…>» рублей. Впоследствии самостоятельно выявив ошибку в расчете, ответчик направил заказчику для заключения контракта уведомление о новом расчете цены предложения в размере «<…>» рублей.

        Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» пояснил, что 10.02.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0353100002314000003 по электронному аукциону. Согласно Протоколу 0353100002314000003, победителем признано ООО «СГ «АСКО». При расчете начальной максимальной цены заказчик использовал тарифный метод определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии Постановлением № 739.Также в адрес заказчика от ответчика пришло  письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта до «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято. В настоящее время контракт подписан обеими сторонами и находится на стадии исполнения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

         В силу ч.9 ст.4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и  противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция не допускается.

В соответствии с п. 2.7  раздела 2 Устава ООО «СГ «АСКО», утверждено решение очередного общего собрания участников ООО «Страховая группа «АСКО» протоколом №3 от 15.05.2013 г. (далее - Устав ООО «СГ «АСКО»), согласно которому общество имеет право заключать договора страхования, перестрахования, осуществлять расчеты по страховым операциям со страхователями. Согласно п.1.6 раздела 1 Устава ООО «СГ «АСКО», общество имеет филиал в г. Оренбурге.

         ООО «СГ «АСКО» Федеральной службой по финансовым рынкам выдана лицензия «<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

        Согласно п.3.1 ст. 3 Устава СОАО «ВСК» №12, утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 13.05.2013 г. (далее – Устав СОАО «ВСК») основной целью Компании является получение прибыли за счёт проведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.4.1 ст. 4 Устава СОАО «ВСК», предметом деятельности компании является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Согласно п.6.9 ст. 6 Устава СОАО «ВСК»,  заявитель имеет филиал в г.Оренбурге.

         Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия«<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

         Таким образом, ООО «СГ «АСКО» и СОАО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО, на территории города Оренбурга и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

         На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.02.2014 г. было опубликовано извещение № 0353100002314000003, согласно которому ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» просит оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств. Исходя из содержания извещения,  предметом  государственного контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком транспортных средств и требованиями, приведёнными в техническом задании.  При этом важным критерием оценки заявок на участие в указанном электронном аукционе является цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.

       В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

       Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере «<…>»  рублей в соответствии с Постановлением № 739. Заявки на участие в  электронном аукционе подали 3 следующих страховых компании: ООО «СГ «АСКО», СОАО «ВСК», Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь». Согласно протоколу 0353100002314000003, в заявках, представленных участниками размещения заказа, цена контракта составила: СОАО «ВСК» - «<…>»  рублей, Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь» - «<…>» рублей, СОАО «ВСК» -«<…>» рублей. Заявке ООО «СГ «АСКО» был присвоен первый номер, данная страховая компания была признана победителем электронного аукциона. Впоследствии ответчик отправил заказчику письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта. Согласно новому расчету ООО «СГ «АСКО», а именно спецификации транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области, подлежащее страхованию в 2014 году (далее – Спецификация), цена государственного контракта составляет «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято и заключен контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

Согласно ч.1 ст.8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч.2 ст.8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. «б»  ч.1, ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. Как следует из ч.6 ст.9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением № 739, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа;  от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия

Согласно ч.3 раздела 1 Постановления № 739, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ).

Следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям в силу системного толкования приведенных норм, заявка на участие в запросе предложений на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может содержать предложение о цене контракта, отличное от цены, рассчитанной заказчиком с учетом всех норм, установленных в Постановлении № 739 и указанных в техническом задании.

Согласно п.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 расчёт страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщённых страхователем. Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчёт страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчёт.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Постановлением №739, цена должна быть одинаковой у всех страховых компаний.

           В материалы дела расчет цены государственного контракта ООО «СГ «АСКО» на «<…>» рублей не представлен.

Как следует из имеющихся в материалах дела копии расчета с ценой государственного контракта «<…>» рублей в соответствии со Спецификацией, при расчете цены контракта ООО «СГ «АСКО» представило сведения о цене контракта, не соответствующие требованиям  технического задания. Согласно данному расчету, ответчиком при расчете цены контракта не были учтены требования технического задания заказчика, а именно в расчете значения коэффициента по наличию или отсутствию страховых выплат (КБМ). В связи с этим, ООО «СГ «АСКО» рассчитало цену контракта, значительно отличающуюся от  расчетов других участников электронного аукциона, которыми были соблюдены требования технического задания заказчика, тем самым получив преимущество на право заключения контракта на оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

 Изучив представленные расчёты цены контракта, Комиссия установила, что расхождения в расчётах цены контракта заказчика и ответчика касаются коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО. Заказчиком  по автомобилю «<…>» установлен КБМ – 1, ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 1,  ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 0,95, ответчиком – 0,9.

Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применил заниженный коэффициент КБМ, в связи с чем снизил размер страховой премии, и тем самым незаконно получил преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками электронного аукциона, действиями ООО «СГ «АСКО», следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и СОАО «ВСК», которое в результате действий ООО «СГ «АСКО» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения электронного аукциона.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «СГ «АСКО» при участии в открытом аукционе в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО (№ 0353100002314000003), содержат нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получение преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту.

         Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» нарушившим ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ООО «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>»  предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на размещение заказов на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять ставки и (или) коэффициенты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739.

         3. Материалы дела передать должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

       Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                    «<…>»

Члены Комиссии                                                                           «<…>»

                                         

ПРЕДПИСАНИЕ

 «29» мая 2014 г.                                                                                             г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии: «<…>»;

руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» на основании решения от 28.05.2014 г. по делу № 07-16-26/2014 о нарушении ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получении преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при подготовке заявок на участие в торгах  на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитывать цену контракта (договора) в соответствии с требованиями конкурсной документации, установленной Заказчиком и действующим законодательством, для чего:

1.       В срок до «<…>» года среди работников филиала в городе Оренбурге, отвечающих за подготовку заявок на участие в торгах на оказание услуг при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, провести разъяснительную работу, направленную на соблюдение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона  от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263, довести до сведения сотрудников Общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге  Решение от 29.05.2014г. по делу № 07-16-26/2014 и данное Предписание.   

2.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                             «<…>»

 

Члены Комиссии                                                                                          «<…>»

 

                                                             

stdClass Object ( [vid] => 8951 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕи ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 07-16-26/2014 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8951 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401792171 [changed] => 1401792476 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401792476 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии:

        «<…>»,

при участии представителей:

- заявителя (открытое акционерное общество СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК»): «<…>»;

- ответчика (общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге): «<…>»;

- заинтересованного лица – (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области"):«<…>»,

рассмотрев дело № 07-16-26/2014, возбужденное приказом Оренбургского УФАС России № «<…>» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

        В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх. №419 от 04.03.2014 г. вх. №1872к от 05.03.2014 г.) страхового открытого акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала «<…>» (далее – СОАО «ВСК», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» (далее – ООО «СГ «АСКО», ответчик) по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме (№ 0353100002314000003), и вследствии чего получение преимущества на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области" (далее – ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», заказчик).

       Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом «<…>» возбудило производство по делу № 07-16-26/2014 в отношении ООО «СГ «АСКО» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

          Исходя  из содержания указанной выше жалобы следует:

       Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме  № 0353100002314000003 (далее – электронный аукцион). Согласно данному извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 108 918 рублей.

       Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0353100002314000003 от 03.03.2014 г. (далее – Протокол  0353100002314000003) ООО «СГ «АСКО» с ценой государственного контракта «<…>» рублей присвоено первое место, а заявителю  с ценой государственного контракта «<…>» рублей - второе место.

        Заявитель считает, что ООО «СГ «АСКО» неправомерно занизило цену контракта и, как следствие, получило преимущество перед другими участниками размещения заявок.

       В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе. Также пояснил следующее: участник электронного аукциона ООО «СГ «АСКО» предложило цену контракта «<…>» рублей. Предложенная цена не соответствует экономически обоснованной цене контракта, так как не учитывает опубликованных сведений (сумм страховых премий и коэффициентов) заказчика (далее - техническое задание) по каждому транспортному средству, и кроме того, расчёт произведен с нарушением норм Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -  Закона об ОСАГО) и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739).

             Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, сославшись на письменные пояснения от 01.04.2014 г. № 372, пояснив, что при составлении расчета ООО «СГ «АСКО» допустило арифметическую ошибку по п.14 Приложения №1 «Расчет цены контракта», увеличив цену до «<…>» рублей. Впоследствии самостоятельно выявив ошибку в расчете, ответчик направил заказчику для заключения контракта уведомление о новом расчете цены предложения в размере «<…>» рублей.

        Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» пояснил, что 10.02.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0353100002314000003 по электронному аукциону. Согласно Протоколу 0353100002314000003, победителем признано ООО «СГ «АСКО». При расчете начальной максимальной цены заказчик использовал тарифный метод определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии Постановлением № 739.Также в адрес заказчика от ответчика пришло  письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта до «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято. В настоящее время контракт подписан обеими сторонами и находится на стадии исполнения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

         В силу ч.9 ст.4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и  противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция не допускается.

В соответствии с п. 2.7  раздела 2 Устава ООО «СГ «АСКО», утверждено решение очередного общего собрания участников ООО «Страховая группа «АСКО» протоколом №3 от 15.05.2013 г. (далее - Устав ООО «СГ «АСКО»), согласно которому общество имеет право заключать договора страхования, перестрахования, осуществлять расчеты по страховым операциям со страхователями. Согласно п.1.6 раздела 1 Устава ООО «СГ «АСКО», общество имеет филиал в г. Оренбурге.

         ООО «СГ «АСКО» Федеральной службой по финансовым рынкам выдана лицензия «<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

        Согласно п.3.1 ст. 3 Устава СОАО «ВСК» №12, утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 13.05.2013 г. (далее – Устав СОАО «ВСК») основной целью Компании является получение прибыли за счёт проведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.4.1 ст. 4 Устава СОАО «ВСК», предметом деятельности компании является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Согласно п.6.9 ст. 6 Устава СОАО «ВСК»,  заявитель имеет филиал в г.Оренбурге.

         Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия«<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

         Таким образом, ООО «СГ «АСКО» и СОАО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО, на территории города Оренбурга и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

         На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.02.2014 г. было опубликовано извещение № 0353100002314000003, согласно которому ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» просит оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств. Исходя из содержания извещения,  предметом  государственного контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком транспортных средств и требованиями, приведёнными в техническом задании.  При этом важным критерием оценки заявок на участие в указанном электронном аукционе является цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.

       В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

       Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере «<…>»  рублей в соответствии с Постановлением № 739. Заявки на участие в  электронном аукционе подали 3 следующих страховых компании: ООО «СГ «АСКО», СОАО «ВСК», Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь». Согласно протоколу 0353100002314000003, в заявках, представленных участниками размещения заказа, цена контракта составила: СОАО «ВСК» - «<…>»  рублей, Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь» - «<…>» рублей, СОАО «ВСК» -«<…>» рублей. Заявке ООО «СГ «АСКО» был присвоен первый номер, данная страховая компания была признана победителем электронного аукциона. Впоследствии ответчик отправил заказчику письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта. Согласно новому расчету ООО «СГ «АСКО», а именно спецификации транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области, подлежащее страхованию в 2014 году (далее – Спецификация), цена государственного контракта составляет «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято и заключен контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

Согласно ч.1 ст.8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч.2 ст.8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. «б»  ч.1, ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. Как следует из ч.6 ст.9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением № 739, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа;  от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия

Согласно ч.3 раздела 1 Постановления № 739, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ).

Следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям в силу системного толкования приведенных норм, заявка на участие в запросе предложений на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может содержать предложение о цене контракта, отличное от цены, рассчитанной заказчиком с учетом всех норм, установленных в Постановлении № 739 и указанных в техническом задании.

Согласно п.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 расчёт страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщённых страхователем. Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчёт страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчёт.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Постановлением №739, цена должна быть одинаковой у всех страховых компаний.

           В материалы дела расчет цены государственного контракта ООО «СГ «АСКО» на «<…>» рублей не представлен.

Как следует из имеющихся в материалах дела копии расчета с ценой государственного контракта «<…>» рублей в соответствии со Спецификацией, при расчете цены контракта ООО «СГ «АСКО» представило сведения о цене контракта, не соответствующие требованиям  технического задания. Согласно данному расчету, ответчиком при расчете цены контракта не были учтены требования технического задания заказчика, а именно в расчете значения коэффициента по наличию или отсутствию страховых выплат (КБМ). В связи с этим, ООО «СГ «АСКО» рассчитало цену контракта, значительно отличающуюся от  расчетов других участников электронного аукциона, которыми были соблюдены требования технического задания заказчика, тем самым получив преимущество на право заключения контракта на оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

 Изучив представленные расчёты цены контракта, Комиссия установила, что расхождения в расчётах цены контракта заказчика и ответчика касаются коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО. Заказчиком  по автомобилю «<…>» установлен КБМ – 1, ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 1,  ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 0,95, ответчиком – 0,9.

Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применил заниженный коэффициент КБМ, в связи с чем снизил размер страховой премии, и тем самым незаконно получил преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками электронного аукциона, действиями ООО «СГ «АСКО», следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и СОАО «ВСК», которое в результате действий ООО «СГ «АСКО» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения электронного аукциона.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «СГ «АСКО» при участии в открытом аукционе в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО (№ 0353100002314000003), содержат нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получение преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту.

         Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» нарушившим ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ООО «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>»  предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на размещение заказов на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять ставки и (или) коэффициенты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739.

         3. Материалы дела передать должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

       Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                    «<…>»

Члены Комиссии                                                                           «<…>»

                                         

ПРЕДПИСАНИЕ

 «29» мая 2014 г.                                                                                             г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии: «<…>»;

руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» на основании решения от 28.05.2014 г. по делу № 07-16-26/2014 о нарушении ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получении преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при подготовке заявок на участие в торгах  на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитывать цену контракта (договора) в соответствии с требованиями конкурсной документации, установленной Заказчиком и действующим законодательством, для чего:

1.       В срок до «<…>» года среди работников филиала в городе Оренбурге, отвечающих за подготовку заявок на участие в торгах на оказание услуг при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, провести разъяснительную работу, направленную на соблюдение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона  от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263, довести до сведения сотрудников Общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге  Решение от 29.05.2014г. по делу № 07-16-26/2014 и данное Предписание.   

2.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                             «<…>»

 

Члены Комиссии                                                                                          «<…>»

 

                                                             

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии:

        «<…>»,

при участии представителей:

- заявителя (открытое акционерное общество СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК»): «<…>»;

- ответчика (общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге): «<…>»;

- заинтересованного лица – (Федеральное государственное бюджетное учреждение "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области"):«<…>»,

рассмотрев дело № 07-16-26/2014, возбужденное приказом Оренбургского УФАС России № «<…>» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

        В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх. №419 от 04.03.2014 г. вх. №1872к от 05.03.2014 г.) страхового открытого акционерного общества «ВСК» в лице Оренбургского филиала «<…>» (далее – СОАО «ВСК», заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» (далее – ООО «СГ «АСКО», ответчик) по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме (№ 0353100002314000003), и вследствии чего получение преимущества на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Оренбургской области" (далее – ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», заказчик).

       Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом «<…>» возбудило производство по делу № 07-16-26/2014 в отношении ООО «СГ «АСКО» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

          Исходя  из содержания указанной выше жалобы следует:

       Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме  № 0353100002314000003 (далее – электронный аукцион). Согласно данному извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 108 918 рублей.

       Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0353100002314000003 от 03.03.2014 г. (далее – Протокол  0353100002314000003) ООО «СГ «АСКО» с ценой государственного контракта «<…>» рублей присвоено первое место, а заявителю  с ценой государственного контракта «<…>» рублей - второе место.

        Заявитель считает, что ООО «СГ «АСКО» неправомерно занизило цену контракта и, как следствие, получило преимущество перед другими участниками размещения заявок.

       В заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе. Также пояснил следующее: участник электронного аукциона ООО «СГ «АСКО» предложило цену контракта «<…>» рублей. Предложенная цена не соответствует экономически обоснованной цене контракта, так как не учитывает опубликованных сведений (сумм страховых премий и коэффициентов) заказчика (далее - техническое задание) по каждому транспортному средству, и кроме того, расчёт произведен с нарушением норм Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -  Закона об ОСАГО) и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739).

             Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, сославшись на письменные пояснения от 01.04.2014 г. № 372, пояснив, что при составлении расчета ООО «СГ «АСКО» допустило арифметическую ошибку по п.14 Приложения №1 «Расчет цены контракта», увеличив цену до «<…>» рублей. Впоследствии самостоятельно выявив ошибку в расчете, ответчик направил заказчику для заключения контракта уведомление о новом расчете цены предложения в размере «<…>» рублей.

        Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» пояснил, что 10.02.2014 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0353100002314000003 по электронному аукциону. Согласно Протоколу 0353100002314000003, победителем признано ООО «СГ «АСКО». При расчете начальной максимальной цены заказчик использовал тарифный метод определения начальной (максимальной) цены контракта в соответствии Постановлением № 739.Также в адрес заказчика от ответчика пришло  письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта до «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято. В настоящее время контракт подписан обеими сторонами и находится на стадии исполнения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

         В силу ч.9 ст.4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и  противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция не допускается.

В соответствии с п. 2.7  раздела 2 Устава ООО «СГ «АСКО», утверждено решение очередного общего собрания участников ООО «Страховая группа «АСКО» протоколом №3 от 15.05.2013 г. (далее - Устав ООО «СГ «АСКО»), согласно которому общество имеет право заключать договора страхования, перестрахования, осуществлять расчеты по страховым операциям со страхователями. Согласно п.1.6 раздела 1 Устава ООО «СГ «АСКО», общество имеет филиал в г. Оренбурге.

         ООО «СГ «АСКО» Федеральной службой по финансовым рынкам выдана лицензия «<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

        Согласно п.3.1 ст. 3 Устава СОАО «ВСК» №12, утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 13.05.2013 г. (далее – Устав СОАО «ВСК») основной целью Компании является получение прибыли за счёт проведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.4.1 ст. 4 Устава СОАО «ВСК», предметом деятельности компании является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Согласно п.6.9 ст. 6 Устава СОАО «ВСК»,  заявитель имеет филиал в г.Оренбурге.

         Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия«<…>» на осуществление страхования, и лицензия «<…>» на осуществление страхования ОСАГО.

         Таким образом, ООО «СГ «АСКО» и СОАО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО, на территории города Оренбурга и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

         На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 10.02.2014 г. было опубликовано извещение № 0353100002314000003, согласно которому ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области» просит оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств. Исходя из содержания извещения,  предметом  государственного контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком транспортных средств и требованиями, приведёнными в техническом задании.  При этом важным критерием оценки заявок на участие в указанном электронном аукционе является цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.

       В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

       Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере «<…>»  рублей в соответствии с Постановлением № 739. Заявки на участие в  электронном аукционе подали 3 следующих страховых компании: ООО «СГ «АСКО», СОАО «ВСК», Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь». Согласно протоколу 0353100002314000003, в заявках, представленных участниками размещения заказа, цена контракта составила: СОАО «ВСК» - «<…>»  рублей, Закрытое акционерное страховое общество «ЭРГО Русь» - «<…>» рублей, СОАО «ВСК» -«<…>» рублей. Заявке ООО «СГ «АСКО» был присвоен первый номер, данная страховая компания была признана победителем электронного аукциона. Впоследствии ответчик отправил заказчику письмо («<…>») с предложением о снижении цены контракта. Согласно новому расчету ООО «СГ «АСКО», а именно спецификации транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области, подлежащее страхованию в 2014 году (далее – Спецификация), цена государственного контракта составляет «<…>» рублей. Данное предложение заказчиком было принято и заключен контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

Согласно ч.1 ст.8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч.2 ст.8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. «б»  ч.1, ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. Как следует из ч.6 ст.9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением № 739, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа;  от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия

Согласно ч.3 раздела 1 Постановления № 739, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ).

Следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям в силу системного толкования приведенных норм, заявка на участие в запросе предложений на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может содержать предложение о цене контракта, отличное от цены, рассчитанной заказчиком с учетом всех норм, установленных в Постановлении № 739 и указанных в техническом задании.

Согласно п.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 расчёт страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщённых страхователем. Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчёт страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчёт.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Постановлением №739, цена должна быть одинаковой у всех страховых компаний.

           В материалы дела расчет цены государственного контракта ООО «СГ «АСКО» на «<…>» рублей не представлен.

Как следует из имеющихся в материалах дела копии расчета с ценой государственного контракта «<…>» рублей в соответствии со Спецификацией, при расчете цены контракта ООО «СГ «АСКО» представило сведения о цене контракта, не соответствующие требованиям  технического задания. Согласно данному расчету, ответчиком при расчете цены контракта не были учтены требования технического задания заказчика, а именно в расчете значения коэффициента по наличию или отсутствию страховых выплат (КБМ). В связи с этим, ООО «СГ «АСКО» рассчитало цену контракта, значительно отличающуюся от  расчетов других участников электронного аукциона, которыми были соблюдены требования технического задания заказчика, тем самым получив преимущество на право заключения контракта на оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области».

 Изучив представленные расчёты цены контракта, Комиссия установила, что расхождения в расчётах цены контракта заказчика и ответчика касаются коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО. Заказчиком  по автомобилю «<…>» установлен КБМ – 1, ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 1,  ответчиком – 0,8. По автомобилю «<…>» заказчиком установлен КБМ – 0,95, ответчиком – 0,9.

Комиссия приходит к выводу, что ответчик, располагая информацией, размещённой в техническом задании, необоснованно применил заниженный коэффициент КБМ, в связи с чем снизил размер страховой премии, и тем самым незаконно получил преимущество перед другими участниками электронного аукциона. 

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками электронного аукциона, действиями ООО «СГ «АСКО», следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и СОАО «ВСК», которое в результате действий ООО «СГ «АСКО» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения электронного аукциона.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «СГ «АСКО» при участии в открытом аукционе в электронной форме  на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО (№ 0353100002314000003), содержат нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получение преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту.

         Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>» нарушившим ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ООО «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге «<…>»  предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на размещение заказов на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять ставки и (или) коэффициенты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739.

         3. Материалы дела передать должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

       Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                    «<…>»

Члены Комиссии                                                                           «<…>»

                                         

ПРЕДПИСАНИЕ

 «29» мая 2014 г.                                                                                             г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

Председателя Комиссии - «<…>»;

Членов Комиссии: «<…>»;

руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» на основании решения от 28.05.2014 г. по делу № 07-16-26/2014 о нарушении ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме, сформированной в нарушении норм Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью электронного аукциона, и вследствии чего получении преимущества в открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ФГБУ «ПТЦ ФПС по Оренбургской области», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при подготовке заявок на участие в торгах  на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассчитывать цену контракта (договора) в соответствии с требованиями конкурсной документации, установленной Заказчиком и действующим законодательством, для чего:

1.       В срок до «<…>» года среди работников филиала в городе Оренбурге, отвечающих за подготовку заявок на участие в торгах на оказание услуг при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, провести разъяснительную работу, направленную на соблюдение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона  от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 739, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. № 263, довести до сведения сотрудников Общества с ограниченной ответственностью «Страховая группа «АСКО» в лице филиала в г. Оренбурге  Решение от 29.05.2014г. по делу № 07-16-26/2014 и данное Предписание.   

2.       О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                             «<…>»

 

Члены Комиссии                                                                                          «<…>»

 

                                                             

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-16-26/2014 [format] => [safe_value] => 07-16-26/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-03 10:42:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-03 10:42:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401792171 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )