Решение по делу № 07-16-95/2013 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: 07-16-95/2013
Дата публикации: 3 июня 2014, 16:54

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,

в присутствии представителей:

заявителя –  ООО «Перспектива»: <…..>,

 от ответчиков:

от ОАО «ОКУ»:  <…..>,

от ООО «ЗГ Строймонтаж»:  представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013  г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении  ОАО «ОКУ»   (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения  ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  

В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).

Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.

ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).

Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.

 

Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Заявитель просит  принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.

Оренбургским УФАС России на основании заявления  ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. №  148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013  в отношении ОАО «Орское Карьероуправление»  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного  в ущемлении интересов ООО «Перспектива»  путём  установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного   увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня.    

В ходе рассмотрения дела заявитель   пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня   и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.

В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам,  изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от        13.09.2013 г.,  письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г.,  письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.

От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя. 

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения  ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части  нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении  изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю  более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от            26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного  в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ»  об отгрузке в его  адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора  на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав  ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.

 ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только  заявки   № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.

Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.

На заявку   № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом         № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении  возможности поставки щебня  фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.

По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором   объяснило отсутствие возможности  поставки  щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы  щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.

В  ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.

Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора  на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом  ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.

Таким образом,  в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.

Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство                  № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного  и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом                             ООО «Перспектива», свидетельствует  о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом,  на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».

3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  в части нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства  в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.   

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                     <…..>                                                  

Члены Комиссии                                                                              <…..>   

                                                                                                                 <…..>

                                                                                                                  <…..>

                                                                                                   <…..>

stdClass Object ( [vid] => 8953 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 07-16-95/2013 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8953 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401793001 [changed] => 1401793079 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401793079 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,

в присутствии представителей:

заявителя –  ООО «Перспектива»: <…..>,

 от ответчиков:

от ОАО «ОКУ»:  <…..>,

от ООО «ЗГ Строймонтаж»:  представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013  г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении  ОАО «ОКУ»   (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения  ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  

В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).

Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.

ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).

Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.

 

Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Заявитель просит  принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.

Оренбургским УФАС России на основании заявления  ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. №  148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013  в отношении ОАО «Орское Карьероуправление»  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного  в ущемлении интересов ООО «Перспектива»  путём  установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного   увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня.    

В ходе рассмотрения дела заявитель   пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня   и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.

В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам,  изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от        13.09.2013 г.,  письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г.,  письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.

От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя. 

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения  ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части  нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении  изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю  более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от            26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного  в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ»  об отгрузке в его  адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора  на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав  ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.

 ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только  заявки   № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.

Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.

На заявку   № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом         № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении  возможности поставки щебня  фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.

По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором   объяснило отсутствие возможности  поставки  щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы  щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.

В  ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.

Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора  на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом  ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.

Таким образом,  в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.

Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство                  № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного  и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом                             ООО «Перспектива», свидетельствует  о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом,  на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».

3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  в части нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства  в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.   

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                     <…..>                                                  

Члены Комиссии                                                                              <…..>   

                                                                                                                 <…..>

                                                                                                                  <…..>

                                                                                                   <…..>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,

в присутствии представителей:

заявителя –  ООО «Перспектива»: <…..>,

 от ответчиков:

от ОАО «ОКУ»:  <…..>,

от ООО «ЗГ Строймонтаж»:  представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013  г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении  ОАО «ОКУ»   (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения  ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  

В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).

Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.

ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).

Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.

 

Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Заявитель просит  принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.

Оренбургским УФАС России на основании заявления  ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. №  148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013  в отношении ОАО «Орское Карьероуправление»  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного  в ущемлении интересов ООО «Перспектива»  путём  установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного   увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня.    

В ходе рассмотрения дела заявитель   пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня   и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.

В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам,  изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от        13.09.2013 г.,  письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г.,  письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.

От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя. 

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения  ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части  нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении  изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю  более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от            26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного  в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ»  об отгрузке в его  адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора  на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав  ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.

 ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только  заявки   № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.

Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.

На заявку   № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом         № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении  возможности поставки щебня  фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.

По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором   объяснило отсутствие возможности  поставки  щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы  щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.

В  ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.

Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора  на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом  ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.

Таким образом,  в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.

Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство                  № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного  и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом                             ООО «Перспектива», свидетельствует  о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом,  на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».

3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  в части нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства  в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.   

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                     <…..>                                                  

Члены Комиссии                                                                              <…..>   

                                                                                                                 <…..>

                                                                                                                  <…..>

                                                                                                   <…..>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-16-95/2013 [format] => [safe_value] => 07-16-95/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-03 10:54:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-03 10:54:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401793001 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )