ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 07-19-24/2014

Номер дела: 07-19-24/2014
Дата публикации: 25 августа 2014, 11:12

(…), рассмотрев материалы административного дела № 07-19-24/2014, возбужденного в отношении   юридического лица филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3;  законный представитель – Президент ООО «Росгосстрах» Д.Э. Хачатуров, действующий на основании устава) в лице  филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41; законный представитель – Директор филиала – (…) (далее по тексту – ООО «Росгосстрах»), по факту нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

в отсутствие представитей ООО «Росгосстрах», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

                             

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 07-16-16/2014 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№ 6544 от 27.05.2014) ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Согласно материалам дела, с заявлением на неправомерные действия ООО «Росгосстрах» обратились:  (…)

При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) в структурных подразделениях ООО «Росгосстрах» на территории Оренбургской области, а также непосредственно в офисах ООО «Росгосстрах»  города Оренбурга цена договора  (страховая премия)  завышена в части неприменения понижающего коэффициента бонуса-малуса (далее – Кбм) при расчете страховой премии и применялся Кбм=1 вне зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период предыдущих договоров ОСАГО.

Договор  ОСАГО с (…) был заключен в ООО «Росгосстрах» в г. Оренбурге 03.02.2014 (…). При этом (…) были представлены  все документы, предусмотренные правилами страхования, в том числе договор ОСАГО за предыдущий период, который подтверждает, что страхователь является клиентом ООО «Росгосстрах».  Расчет страховой премии на новый период произведен с применением Кбм=1. Согласно п. 8 предыдущего договора страхования с ООО «Росгосстрах» (страховой полис  серии…)  Кбм=0,6. Следовательно, на момент заключения договора ОСАГО, и учитывая, что (...) является постоянным страхователем  компании ООО «Росгосстрах» (страховой полис ОСАГО серия…),  ООО «Росгосстрах» в целях расчета страховой премии обязан использовать сведения о страховании, имеющиеся у страхователя, а они у него имелись, что подтверждено предъявленным полисом ОСАГО за предыдущий период.

(…) обратился в ООО «Росгосстрах» в г. Бузулуке с заявлением о заключении договора ОСАГО 30.01.2014 г. Страховая премия была рассчитана с применением Кбм=1, что также привело к увеличению стоимости ОСАГО.

Из содержания жалобы (…) следует, что специалист ООО «Росгосстрах» при обращении (…) сообщила о запрете применения понижающего Кбм,  согласно внутренних инструкций.                       

          (…) оформил полис ОСАГО в ООО «Росгосстрах» 13.11.2013 г (страховой полис серии…). При расчете страховой премии установлен Кбм=1.

         Уведомление о несоответствии данных и перерасчете страховой премии направлено (…) 01.04.2014 (письмо №…), а договор с ним заключен 03.02.2014. Аналогичное уведомление (…) направлено письмом от  01.04.2014 № 10-01/14-74 (заявление о заключении договора ОСАГО от 30.01.2014). 

          Уведомление о  перерасчете уплаченной страховой премии (…)  было направлено письмом № …от 23.12.2013 г.

26.11.2013(…) обратился в установленном законом порядке в филиал  ООО «Росгосстрах» Тоцкого района с заявлением о заключении договора ОСАГО на ранее существовавших между сторонами условиях. В заключении договора страхования на таких условиях ему было отказано и предложено заключить его на условиях страховщика, исключающих льготы за безаварийность и включающих обязательность дополнительного страхования жизни. (…) отказался от заключения договора на таких условиях, обратился в суд за защитой нарушенных прав. Тоцкий районный суд Оренбургской области  признал отказ страховой компании неправомерным (решение  по делу…). Договор ОСАГО на условиях, установленных обязательными в законе,  заключен между (…) и ООО «Росгосстрах» лишь 26.02.2014.

 Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок коэффициентов страховых тарифов.

Согласно правилам  Постановления Правительства РФ от 08.12.05 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее- Постановление № 739) при определении страховой премии страховщиками применяются страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данным постановлением предусмотрены конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов,  их структура и порядок их применения страховщиками. Установленные страховые тарифы и коэффициенты обязательны для применения страховщиками.

Согласно п. 3 ст.6 Федерального закона № 267-ФЗ от 25.12.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:  при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Согласно п. 3 примечания к п. 3 раздела 1  Постановления № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

Согласно п. 20 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – правила страхования) сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

Анализ нормативных правовых  актов показывает, что  для расчета страховой премии учитывается Кбм, который установлен в Постановлении № 739  в зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период действия предыдущего договора страхования. Для установления конкретного Кбм используются  сведения, в том числе, из предыдущих договоров страхования.

       Согласно п. 5,6 ст. 6 ФЗ-267 в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования;

6) в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:

а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии.

       ООО «Росгосстрах» направил уведомления о перерасчете страховой премии с нарушением срока,  установленного в ст. 6 ФЗ-267.

       В материалах дела имеются приказы  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области:

(…)

Согласно приложению № 1 к Приказу  № (…)

Выполнение приказов является обязательным для сотрудников  ООО «Росгосстрах» и, исходя из материалов дела, сотрудники филиала исполняли данные приказы.

В подтверждение этому, в  материалах дела имеется жалоба (вх. № 2246к от 17.03.2014) от агентов ООО «Росгосстрах» г.Бузулука Оренбургской области,  в которой агенты  указали на обязанность выполнения приказов руководства филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области.  Все без исключения договоры  ОСАГО агентами заключены с применением коэффициента «бонус-малус» равного значениям 1 и более. Руководство издает приказы, согласно которым заработная плата агента зависит от ежемесячных нормативов по продажи (к каждому полису ОСАГО обязали агентов выписывать автофортуну и технический осмотр).

 Согласно Регламенту  по контролю за размерами премирования (агентского вознаграждения) страховых консультантов и страховых агентов размер премирования (агентского вознаграждения) по договорам ОС АГО ФЛ исходя из следующих условий:

(…)

ООО «Росгосстрах» в нарушение требований п. 1,6 ст. 9 Закона об ОСАГО, ст. 6 ФЗ—267, п. 3  раздела 2 Постановление № 739 при расчете  размера страховой премии по договорам с заявителями применило Кбм отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

ООО «Росгосстрах» заключает обязательные в силу закона договоры ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, т. е. нарушает порядок ценообразования, установленный Постановлением № 739.

Согласно проведенному  аналитическому отчету Оренбургского УФАС России ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в географических границах Оренбургской области.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Оренбургской области 37  структурных подразделений, развитую агентскую сеть (более 500 агентов). В ряде муниципальных образований Оренбургской области ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Следовательно, на ООО «Росгосстрах» распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, должностное лицо  приходит  к выводу, что ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребив доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области ущемляет интересы (…) путем завышения страховой премии при заключении договора ОСАГО, тем самым нарушив  порядок ценообразования, установленный Постановлением Правительства № 739, что  в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ст. 14.31.1 КоАП РФ.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов  (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет административную ответственность в соответствии со статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, являясь участником гражданских правоотношений, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства о запрете на совершение действий (бездействия), результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Росгосстрах» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31.1 КоАП РФ поскольку у него имелась возможность и обязанность для соблюдения установленных Постановлением № 739 требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что  данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии  существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Для признания нарушения совершенным достаточно угрозы ущемления интересов лица, действующего на товарном рынке, в границах которого заявитель занимает доминирующее положение.

Пунктом 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 либо ст.ст. 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность,  размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В силу указанных положений административный штраф по ст. 14.31.1 КоАП РФ составляет 650 000 рублей (300 000 + (1000 000 – 300 000): 2).

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно частям 2 и 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1, в отношении юридического лица учитываются:

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса,

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие   административную ответственность материалами дела не установлены.

Окончательный размер штрафа по ст. 14.31.1 КоАП РФ в данном случае составляет  650 000 руб.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 14.31.1, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административном правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. ООО «Росгосстрах» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на ООО «Росгосстрах» административный штраф в размере 650 000 рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа полежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со статьей  20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области для перечисления административного штрафа: (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г. Оренбург

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

 

stdClass Object ( [vid] => 9282 [uid] => 5 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 07-19-24/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9282 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408943647 [changed] => 1408943647 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408943647 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

(…), рассмотрев материалы административного дела № 07-19-24/2014, возбужденного в отношении   юридического лица филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3;  законный представитель – Президент ООО «Росгосстрах» Д.Э. Хачатуров, действующий на основании устава) в лице  филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41; законный представитель – Директор филиала – (…) (далее по тексту – ООО «Росгосстрах»), по факту нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

в отсутствие представитей ООО «Росгосстрах», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

                             

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 07-16-16/2014 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№ 6544 от 27.05.2014) ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Согласно материалам дела, с заявлением на неправомерные действия ООО «Росгосстрах» обратились:  (…)

При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) в структурных подразделениях ООО «Росгосстрах» на территории Оренбургской области, а также непосредственно в офисах ООО «Росгосстрах»  города Оренбурга цена договора  (страховая премия)  завышена в части неприменения понижающего коэффициента бонуса-малуса (далее – Кбм) при расчете страховой премии и применялся Кбм=1 вне зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период предыдущих договоров ОСАГО.

Договор  ОСАГО с (…) был заключен в ООО «Росгосстрах» в г. Оренбурге 03.02.2014 (…). При этом (…) были представлены  все документы, предусмотренные правилами страхования, в том числе договор ОСАГО за предыдущий период, который подтверждает, что страхователь является клиентом ООО «Росгосстрах».  Расчет страховой премии на новый период произведен с применением Кбм=1. Согласно п. 8 предыдущего договора страхования с ООО «Росгосстрах» (страховой полис  серии…)  Кбм=0,6. Следовательно, на момент заключения договора ОСАГО, и учитывая, что (...) является постоянным страхователем  компании ООО «Росгосстрах» (страховой полис ОСАГО серия…),  ООО «Росгосстрах» в целях расчета страховой премии обязан использовать сведения о страховании, имеющиеся у страхователя, а они у него имелись, что подтверждено предъявленным полисом ОСАГО за предыдущий период.

(…) обратился в ООО «Росгосстрах» в г. Бузулуке с заявлением о заключении договора ОСАГО 30.01.2014 г. Страховая премия была рассчитана с применением Кбм=1, что также привело к увеличению стоимости ОСАГО.

Из содержания жалобы (…) следует, что специалист ООО «Росгосстрах» при обращении (…) сообщила о запрете применения понижающего Кбм,  согласно внутренних инструкций.                       

          (…) оформил полис ОСАГО в ООО «Росгосстрах» 13.11.2013 г (страховой полис серии…). При расчете страховой премии установлен Кбм=1.

         Уведомление о несоответствии данных и перерасчете страховой премии направлено (…) 01.04.2014 (письмо №…), а договор с ним заключен 03.02.2014. Аналогичное уведомление (…) направлено письмом от  01.04.2014 № 10-01/14-74 (заявление о заключении договора ОСАГО от 30.01.2014). 

          Уведомление о  перерасчете уплаченной страховой премии (…)  было направлено письмом № …от 23.12.2013 г.

26.11.2013(…) обратился в установленном законом порядке в филиал  ООО «Росгосстрах» Тоцкого района с заявлением о заключении договора ОСАГО на ранее существовавших между сторонами условиях. В заключении договора страхования на таких условиях ему было отказано и предложено заключить его на условиях страховщика, исключающих льготы за безаварийность и включающих обязательность дополнительного страхования жизни. (…) отказался от заключения договора на таких условиях, обратился в суд за защитой нарушенных прав. Тоцкий районный суд Оренбургской области  признал отказ страховой компании неправомерным (решение  по делу…). Договор ОСАГО на условиях, установленных обязательными в законе,  заключен между (…) и ООО «Росгосстрах» лишь 26.02.2014.

 Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок коэффициентов страховых тарифов.

Согласно правилам  Постановления Правительства РФ от 08.12.05 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее- Постановление № 739) при определении страховой премии страховщиками применяются страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данным постановлением предусмотрены конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов,  их структура и порядок их применения страховщиками. Установленные страховые тарифы и коэффициенты обязательны для применения страховщиками.

Согласно п. 3 ст.6 Федерального закона № 267-ФЗ от 25.12.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:  при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Согласно п. 3 примечания к п. 3 раздела 1  Постановления № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

Согласно п. 20 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – правила страхования) сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

Анализ нормативных правовых  актов показывает, что  для расчета страховой премии учитывается Кбм, который установлен в Постановлении № 739  в зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период действия предыдущего договора страхования. Для установления конкретного Кбм используются  сведения, в том числе, из предыдущих договоров страхования.

       Согласно п. 5,6 ст. 6 ФЗ-267 в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования;

6) в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:

а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии.

       ООО «Росгосстрах» направил уведомления о перерасчете страховой премии с нарушением срока,  установленного в ст. 6 ФЗ-267.

       В материалах дела имеются приказы  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области:

(…)

Согласно приложению № 1 к Приказу  № (…)

Выполнение приказов является обязательным для сотрудников  ООО «Росгосстрах» и, исходя из материалов дела, сотрудники филиала исполняли данные приказы.

В подтверждение этому, в  материалах дела имеется жалоба (вх. № 2246к от 17.03.2014) от агентов ООО «Росгосстрах» г.Бузулука Оренбургской области,  в которой агенты  указали на обязанность выполнения приказов руководства филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области.  Все без исключения договоры  ОСАГО агентами заключены с применением коэффициента «бонус-малус» равного значениям 1 и более. Руководство издает приказы, согласно которым заработная плата агента зависит от ежемесячных нормативов по продажи (к каждому полису ОСАГО обязали агентов выписывать автофортуну и технический осмотр).

 Согласно Регламенту  по контролю за размерами премирования (агентского вознаграждения) страховых консультантов и страховых агентов размер премирования (агентского вознаграждения) по договорам ОС АГО ФЛ исходя из следующих условий:

(…)

ООО «Росгосстрах» в нарушение требований п. 1,6 ст. 9 Закона об ОСАГО, ст. 6 ФЗ—267, п. 3  раздела 2 Постановление № 739 при расчете  размера страховой премии по договорам с заявителями применило Кбм отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

ООО «Росгосстрах» заключает обязательные в силу закона договоры ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, т. е. нарушает порядок ценообразования, установленный Постановлением № 739.

Согласно проведенному  аналитическому отчету Оренбургского УФАС России ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в географических границах Оренбургской области.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Оренбургской области 37  структурных подразделений, развитую агентскую сеть (более 500 агентов). В ряде муниципальных образований Оренбургской области ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Следовательно, на ООО «Росгосстрах» распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, должностное лицо  приходит  к выводу, что ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребив доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области ущемляет интересы (…) путем завышения страховой премии при заключении договора ОСАГО, тем самым нарушив  порядок ценообразования, установленный Постановлением Правительства № 739, что  в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ст. 14.31.1 КоАП РФ.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов  (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет административную ответственность в соответствии со статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, являясь участником гражданских правоотношений, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства о запрете на совершение действий (бездействия), результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Росгосстрах» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31.1 КоАП РФ поскольку у него имелась возможность и обязанность для соблюдения установленных Постановлением № 739 требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что  данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии  существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Для признания нарушения совершенным достаточно угрозы ущемления интересов лица, действующего на товарном рынке, в границах которого заявитель занимает доминирующее положение.

Пунктом 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 либо ст.ст. 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность,  размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В силу указанных положений административный штраф по ст. 14.31.1 КоАП РФ составляет 650 000 рублей (300 000 + (1000 000 – 300 000): 2).

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно частям 2 и 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1, в отношении юридического лица учитываются:

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса,

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие   административную ответственность материалами дела не установлены.

Окончательный размер штрафа по ст. 14.31.1 КоАП РФ в данном случае составляет  650 000 руб.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 14.31.1, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административном правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. ООО «Росгосстрах» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на ООО «Росгосстрах» административный штраф в размере 650 000 рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа полежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со статьей  20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области для перечисления административного штрафа: (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г. Оренбург

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

(…), рассмотрев материалы административного дела № 07-19-24/2014, возбужденного в отношении   юридического лица филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ОГРН 1025003213641, ИНН 5027089703; юридический адрес: 140002, Московская область,  г.Люберцы, ул.Парковая, д3;  законный представитель – Президент ООО «Росгосстрах» Д.Э. Хачатуров, действующий на основании устава) в лице  филиала Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Оренбургской области  (юридический адрес: 460006, Оренбургская область,    г.Оренбург,ул.Комсомольская/Рыбаковская, д.99/41; законный представитель – Директор филиала – (…) (далее по тексту – ООО «Росгосстрах»), по факту нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»

в отсутствие представитей ООО «Росгосстрах», уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:

                             

Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 07-16-16/2014 о нарушении антимонопольного законодательства (исх.№ 6544 от 27.05.2014) ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Согласно материалам дела, с заявлением на неправомерные действия ООО «Росгосстрах» обратились:  (…)

При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) в структурных подразделениях ООО «Росгосстрах» на территории Оренбургской области, а также непосредственно в офисах ООО «Росгосстрах»  города Оренбурга цена договора  (страховая премия)  завышена в части неприменения понижающего коэффициента бонуса-малуса (далее – Кбм) при расчете страховой премии и применялся Кбм=1 вне зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период предыдущих договоров ОСАГО.

Договор  ОСАГО с (…) был заключен в ООО «Росгосстрах» в г. Оренбурге 03.02.2014 (…). При этом (…) были представлены  все документы, предусмотренные правилами страхования, в том числе договор ОСАГО за предыдущий период, который подтверждает, что страхователь является клиентом ООО «Росгосстрах».  Расчет страховой премии на новый период произведен с применением Кбм=1. Согласно п. 8 предыдущего договора страхования с ООО «Росгосстрах» (страховой полис  серии…)  Кбм=0,6. Следовательно, на момент заключения договора ОСАГО, и учитывая, что (...) является постоянным страхователем  компании ООО «Росгосстрах» (страховой полис ОСАГО серия…),  ООО «Росгосстрах» в целях расчета страховой премии обязан использовать сведения о страховании, имеющиеся у страхователя, а они у него имелись, что подтверждено предъявленным полисом ОСАГО за предыдущий период.

(…) обратился в ООО «Росгосстрах» в г. Бузулуке с заявлением о заключении договора ОСАГО 30.01.2014 г. Страховая премия была рассчитана с применением Кбм=1, что также привело к увеличению стоимости ОСАГО.

Из содержания жалобы (…) следует, что специалист ООО «Росгосстрах» при обращении (…) сообщила о запрете применения понижающего Кбм,  согласно внутренних инструкций.                       

          (…) оформил полис ОСАГО в ООО «Росгосстрах» 13.11.2013 г (страховой полис серии…). При расчете страховой премии установлен Кбм=1.

         Уведомление о несоответствии данных и перерасчете страховой премии направлено (…) 01.04.2014 (письмо №…), а договор с ним заключен 03.02.2014. Аналогичное уведомление (…) направлено письмом от  01.04.2014 № 10-01/14-74 (заявление о заключении договора ОСАГО от 30.01.2014). 

          Уведомление о  перерасчете уплаченной страховой премии (…)  было направлено письмом № …от 23.12.2013 г.

26.11.2013(…) обратился в установленном законом порядке в филиал  ООО «Росгосстрах» Тоцкого района с заявлением о заключении договора ОСАГО на ранее существовавших между сторонами условиях. В заключении договора страхования на таких условиях ему было отказано и предложено заключить его на условиях страховщика, исключающих льготы за безаварийность и включающих обязательность дополнительного страхования жизни. (…) отказался от заключения договора на таких условиях, обратился в суд за защитой нарушенных прав. Тоцкий районный суд Оренбургской области  признал отказ страховой компании неправомерным (решение  по делу…). Договор ОСАГО на условиях, установленных обязательными в законе,  заключен между (…) и ООО «Росгосстрах» лишь 26.02.2014.

 Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок коэффициентов страховых тарифов.

Согласно правилам  Постановления Правительства РФ от 08.12.05 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее- Постановление № 739) при определении страховой премии страховщиками применяются страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Данным постановлением предусмотрены конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов,  их структура и порядок их применения страховщиками. Установленные страховые тарифы и коэффициенты обязательны для применения страховщиками.

Согласно п. 3 ст.6 Федерального закона № 267-ФЗ от 25.12.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:  при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Согласно п. 3 примечания к п. 3 раздела 1  Постановления № 739, информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

Согласно п. 20 раздела 4 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – правила страхования) сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

Анализ нормативных правовых  актов показывает, что  для расчета страховой премии учитывается Кбм, который установлен в Постановлении № 739  в зависимости от наличия или отсутствия страхового случая за период действия предыдущего договора страхования. Для установления конкретного Кбм используются  сведения, в том числе, из предыдущих договоров страхования.

       Согласно п. 5,6 ст. 6 ФЗ-267 в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования;

6) в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:

а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии.

       ООО «Росгосстрах» направил уведомления о перерасчете страховой премии с нарушением срока,  установленного в ст. 6 ФЗ-267.

       В материалах дела имеются приказы  филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области:

(…)

Согласно приложению № 1 к Приказу  № (…)

Выполнение приказов является обязательным для сотрудников  ООО «Росгосстрах» и, исходя из материалов дела, сотрудники филиала исполняли данные приказы.

В подтверждение этому, в  материалах дела имеется жалоба (вх. № 2246к от 17.03.2014) от агентов ООО «Росгосстрах» г.Бузулука Оренбургской области,  в которой агенты  указали на обязанность выполнения приказов руководства филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области.  Все без исключения договоры  ОСАГО агентами заключены с применением коэффициента «бонус-малус» равного значениям 1 и более. Руководство издает приказы, согласно которым заработная плата агента зависит от ежемесячных нормативов по продажи (к каждому полису ОСАГО обязали агентов выписывать автофортуну и технический осмотр).

 Согласно Регламенту  по контролю за размерами премирования (агентского вознаграждения) страховых консультантов и страховых агентов размер премирования (агентского вознаграждения) по договорам ОС АГО ФЛ исходя из следующих условий:

(…)

ООО «Росгосстрах» в нарушение требований п. 1,6 ст. 9 Закона об ОСАГО, ст. 6 ФЗ—267, п. 3  раздела 2 Постановление № 739 при расчете  размера страховой премии по договорам с заявителями применило Кбм отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

ООО «Росгосстрах» заключает обязательные в силу закона договоры ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, т. е. нарушает порядок ценообразования, установленный Постановлением № 739.

Согласно проведенному  аналитическому отчету Оренбургского УФАС России ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в географических границах Оренбургской области.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Оренбургской области 37  структурных подразделений, развитую агентскую сеть (более 500 агентов). В ряде муниципальных образований Оренбургской области ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Следовательно, на ООО «Росгосстрах» распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, должностное лицо  приходит  к выводу, что ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области злоупотребив доминирующим положением на рынке ОСАГО Оренбургской области ущемляет интересы (…) путем завышения страховой премии при заключении договора ОСАГО, тем самым нарушив  порядок ценообразования, установленный Постановлением Правительства № 739, что  в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрено ст. 14.31.1 КоАП РФ.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов  (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет административную ответственность в соответствии со статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, являясь участником гражданских правоотношений, обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства о запрете на совершение действий (бездействия), результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Росгосстрах» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31.1 КоАП РФ поскольку у него имелась возможность и обязанность для соблюдения установленных Постановлением № 739 требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение установленных законом запретов, не установлены.

Оценив доказательства на основании ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оценив конкретные обстоятельства и характер  совершения правонарушения, руководствуясь  законом и правосознанием, должностное лицо приходит к выводу о том, что  данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии  существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы  экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31.1 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий. Для признания нарушения совершенным достаточно угрозы ущемления интересов лица, действующего на товарном рынке, в границах которого заявитель занимает доминирующее положение.

Пунктом 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 либо ст.ст. 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность,  размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В силу указанных положений административный штраф по ст. 14.31.1 КоАП РФ составляет 650 000 рублей (300 000 + (1000 000 – 300 000): 2).

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно частям 2 и 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1, в отношении юридического лица учитываются:

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса,

- обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие   административную ответственность материалами дела не установлены.

Окончательный размер штрафа по ст. 14.31.1 КоАП РФ в данном случае составляет  650 000 руб.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению (ст. 3.1 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 14.31.1, 23.48, 29.9, 29.10  Кодекса Российской Федерации  об административном правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. ООО «Росгосстрах» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на ООО «Росгосстрах» административный штраф в размере 650 000 рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа полежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление  по делу об административном правонарушении (возможно по факсу: 77-80-70).

Неуплата административного штрафа в срок (в соответствии  со статьей  20.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области для перечисления административного штрафа: (для Оренбургского УФАС России)

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области г. Оренбург

БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-19-24/2014 [format] => [safe_value] => 07-19-24/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-25 05:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-25 05:12:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408943647 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )