Обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения 16 ноября 2017 года

Может ли ФАС России, его территориальный орган, оценить рекламный макет на предмет его соответствия требованиям Федерального закона «О рекламе» и составить заключение о его соответствии требованиям данного Федерального закона?

 

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные указанным Федеральным законом. Вместе с тем полномочие по предварительному контролю материалов рекламного характера до их публикации Федеральным законом «О рекламе» не предусмотрено. Учитывая изложенное, ФАС России, равно как и его территориальные органы, не имеет полномочий по проверке на соответствие нормам Федерального закона «О рекламе» макетов рекламных материалов либо проектов текстов рекламных публикаций.

 

 

Является ли размещенная в лифте дома реклама наружной рекламой и кто осуществляет контроль за ее распространением?

 

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» под наружной рекламой понимается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Вместе с тем реклама, размещаемая внутри зданий, в том числе, внутри многоквартирных домов, не подпадает под понятие наружной рекламы.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом «О рекламе» не установлено специальных требований и ограничений к рекламе, размещаемой в лифтах многоквартирных домов. Однако реклама, размещаемая в лифтах многоквартирных домов, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 Федерального закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

Дополнительно следует обратить внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе, лифты. При этом, согласно положениям статьи 264 ГК РФ распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, по нашему мнению, при размещении рекламы в многоквартирных домах, в том числе, в лифтах многоквартирных домов, необходимо получить разрешение собственников имущества на размещение данной рекламы. В случае если размещение рекламы внутри многоквартирного дома осуществлено без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, последние вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.

 

Каковы требования закона к рекламе, распространяемой в социальной сети инстаграмм и других социальных интернет аккаунтах?

 

Любой коммерческий проект в Инстаграмме - реклама, а реклама в России должна соответствовать закону о рекламе.

Если продукты имеют ограничение по возрасту или в рекламе используются дети, то профиль и публикации также должны соответствовать закону о защите детей.

Если рекламируются медицинские услуги и препараты - соответствовать закону об основах охраны здоровья.

Если используются изображения людей или какие-либо их персональные данные, то в данном случае помимо прочего необходимо учитывать положения закона о защите персональных данных.

Что еще нельзя делать в Инстаграмме:

- Нарушать права несовершеннолетних, создавать мнение о необходимости обладания, призывать убедить родителей купить что-то.

- Продвигать запрещенные товары и услуги: табак, алкоголь, оружие, искусственное прерывание беременности и др.

- Игнорировать ограничения, которые законодательство предъявляет к отдельным категориям товаров и услуг: алкоголю, мед.услугам, лекарствам, добавкам, азартным играм, финансовым услугам.

- Использовать непристойные образы в рекламе для большего привлечения к товару.

         Таким образом, все требования предъявляемые к рекламе распространяемой на территории России, так же действуют при публикации ее пользователем страницы в Инстаграмме (в данном случае такой пользователь будет выступать роли рекламораспространителя).

Рекламораспространитель  самостоятельно отвечает за то, чтобы от его имени в Инстаграмме всё было чисто. Ответственность в соответствии с требованиями КоАП РФ.

 

Возможно ли размещать рекламу на знаках дорожного движения или на опорах, на которых размещены данные знаки?

ФЗ «О рекламе» запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.

 Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.