Андрей Цыганов: Методы «мягкого права» оказались наиболее эффективны в период пандемии

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал о деятельности антимонопольной службы в период кризиса и обсудил развитие конкуренции с экспертами и представителями российских компаний.

 

«Экономическое развитие России в этом году во многом определилось распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Основной задачей для ФАС России в этот период стала защита людей и поддержка непрерывной работы бизнеса. В первые же дни ввода ограничительных мер антимонопольный орган начал мониторинг цен на социально значимые товары и средства индивидуальной защиты», - рассказал Андрей Цыганов в начале встречи, организованной совместно Ассоциацией этики бизнеса и КСО (RBEN) и Центром этики бизнеса The Wharton School of the University of Pennsylvania при поддержке СПбГЭУ.

По словам спикера, о быстрой адаптации ведомства к вызовам пандемии свидетельствует и расширение инструментов антимонопольного контроля:

«Специфика ФАС России – это длинные дела. Общество же требовало быстрого решения проблем, поэтому мы начали широко использовать методы «мягкого» права – предостережения и предупреждения, которые в большинстве случаев оказывали положительный эффект. Благодаря этому мы добивались или снижения цен, или отказа от их повышения, а главное – «успокаивали» ажиотажный спрос на социально значимые товары. Хочу подчеркнуть, что, по нашим наблюдениям, причины роста цен часто кроются не в системной проблеме, а в недобросовестном и неэтичном поведении отдельных участников рынка».

Замглавы ФАС России также осветил деятельность антимонопольного органа по стратегическим направлениям, подчеркнув, что пандемия не повлияла на планы службы: даже в условиях дистанционной работы ведомство не прекращало контроль над реализацией национальных проектов в регионах, над исполнением Национального плана развития конкуренции, утвержденного указом Президента России.

«Сейчас мы в полном объем рассматриваем дела по нарушению антимонопольного законодательства и сделки экономической концентрации. Уже подготовлен проект очередного Нацплана на 2021-2025 годы: новый план развития конкуренции разработан исходя из тех изменений, которые необходимо внести в законодательство и практику его правоприменения, в том числе на основании нашего опыта последних месяцев», - пояснил Андрей Цыганов.

Замруководителя ФАС России рассказал и о подготовке законопроекта о саморегулировании в рекламной отрасли. В частности, было отмечено, что элементы саморегулирования и сорегулирования в рекламе присутствуют в российском законодательстве уже 25 лет, а разработанный антимонопольным ведомством законопроект носит уточняющий и конкретизирующий характер, создает комфортное правовое поле как для бизнес-сообщества, так и граждан, государства, формирует систему сдержек и противовесов, базируясь на международном опыте.

Особый интерес у участников встречи вызвал вопрос антимонопольного комплаенса, в том числе в рамках транснациональных компаний. «ФАС России поддерживает рискоориентированный подход в антимонопольном законодательстве. Наличие антимонопольного комплаенса позволяет компании снизить прогнозный риск. Этот инструмент показал свою эффективность на первоначальном этапе, поэтому ведомство планирует обобщение этого нового элемента антимонопольного законодательства1, вероятно, в виде разъяснений Президиума ФАС России», - заключил Андрей Цыганов.

В ходе обсуждения этики бизнеса представитель службы отметил, что даже в кризисных условиях, когда, по мнению многих экспертов, на первый план выходит тема «выживания любой ценой», этичность и добропорядочность ведения дел неизменно важны, а оценка репутационных рисков необходима для эффективного менеджмента.

Во встрече также приняли участие Василиса Стриж и Филип Коротин (Morgan Lewis), Игорь Беликов (Экспертный совет по корпоративному управлению службы Банка России по финансовым рынкам), Денис Примаков (Эксперт по вопросам корпоративного права и комплаенса), Антон Суббот (Baker & McKenzie CIS, Limited), Константин Пануровский (AstraZeneca), Иван Антипов (Unilever), Андрей Германчук (V&G Procurement), Максим Сторчевой (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург).


Примечание:
1 Федеральный закон от 01.03.2020 N 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»